На сегодняшний день только ленивый наверно не ругает ЕГЭ. В этом году было просто рекордное количество скандалов и различных нарушений, которые вылились в общественный резонанс.
Общественная палата РФ на днях выступила с резкой критикой в отношении министерства образования, и потребовало скорейшего реформирования в сфере аттестации выпускников школ. Как заявили представители Общественной палаты, прошедший в этом году экзамен даже с натяжкой нельзя назвать объективным и независимым. В рамках решения данной проблемы было предложено разделить экзаменационные испытания на два уровня, отстранить всех учителей и педагогов от фактического проведения ЕГЭ и создать систему видеотранслирования каждого экзамена через интернет.
Общественной палатой были озвучены цифры, полученные за время хода основной волны ЕГЭ на специально созданной для этих целей «горячей линии». Так четверть из всех жалоб, а это более 5 тысяч звонков, касалась самой формы проведения экзамена. Отмечались повсеместные списывания, помощь преподавателей, каким-то образом оказавшихся в месте проведения экзамена, использование мобильных телефонов и многое другое. В связи с этим можно с уверенностью сказать, что те нарушения, которые были обнаружены, это лишь верхушка айсберга. Сегодняшняя процедура никак не может достичь объективных результатов, и если так будет продолжаться далее, то с каждым годом все будет становиться только хуже и хуже. Именно для объективности и честности результатов общественники разработали целый ряд предложений, которые существенно должны изменить систему сдачи экзамена. Через три недели должно состояться совещание комиссии при президенте по совершенствованию госэкзамена. На нем и планируется представить данные наработки, и потребовать как можно скорейшего вступления их в силу.
Помимо всего Общественная палата заявила, что Рособрнадзор сознательно занижает минимальные проходные баллы, тем самым помогая неспособным выпускникам получать аттестат. О данном факте говорить то, что минимальные пороги объявляются только после проведения экзамена, в то время как эти цифры надо обнародовать еще в начале учебного года.
Также интересной идеей представляется ввести дополнительный критерий учебы — средний балл за последние три-четыре года в школе. Данная мера могла бы способствовать тому, что «двоечники», чудесным образом написавшие на высокие баллы ЕГЭ, не смогли поступать в высшие учебные заведения.
В самом Рособрнадзоре отвергли все обвинения в сознательном занижении проходных баллов и заявили, что готовы обсуждать с экспертным сообществом идею о переносе сроков их объявления. По другим же предложениям руководители Рособрнадзора и министерства образования отозвались в контексте, что их ведомства не могут запрещать кому-либо представлять свои видения проблемы, но данные требования невозможно считать реалистичными.
Максютов Рустам,
специально для газеты «Образование: путь к успеху»