Говоря о педагогических формах воспитания, следует сразу сказать о том, что, в общей сложности, насчитывается около тысячи таковых. Поэтому перечислить их все не предоставляется возможным, а тем более охарактеризовать, достаточно сказать о некоторых.
Индивидуальные формы используются в любом общении педагогов с детьми. Их применение, в конечном итоге, является определяющим в успехе прочих форм. В разряд индивидуальных форм входят: консультация, выполнение совместного поручения, беседа, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, задушевный разговор, совместное решение проблем или задач. Каждая из форм может использоваться самостоятельно, или сопровождать друг друга. У любой формы воспитательной работыимеется своя инструментовка, но каждый педагог должен выполнить, прежде всего, одну из важнейших задач - изучить ученика, узнать все его таланты и те недостатки или проблемы, которые не позволяют их реализовать.
К каждому из учеников необходим свой индивидуальный подход и стиль взаимоотношений. Важно, чтобы подросток доверял, был откровенен, вызвать у него желание поделиться своими мыслями и сомнениями. Индивидуальная форма работы открывает для педагога большие возможности. Простой разговор «по душам» иногда оказывается более результативным, чем несколько других вместе взятых, например, тех же групповых проведений работы.
Групповые формы - это творческие группы, небольшие кружки и органы самоуправления. В этих формах педагог выступает в роли рядового участника или организатора. Естественно, педагогу, со стороны учеников, уделяется большое внимание, потому его влияние на детей более существенно.
Главной задачей педагога является оказание помощи каждому участнику и, в то же время, создания условий для получения положительных результатов, важных для всего коллектива. Помимо этого, в групповых формах, целью педагога является работа над развитием гуманных взаимоотношений, складывающихся между детьми, воспитание коммуникабельности. Как показывает педагогическая практика, личный пример тактичного и демократичного, уважительного отношения к ученикам является наиболее действенным инструментом педагога.
К разряду коллективных форм относятся: различные дела, концерты, походы, экскурсии, спектакли, соревнования. Педагог может выступать в разных ролях, быть участником или организатором, помощником.