Новости

вторник
25 июля, 2017

Воровство среди несовершеннолетних

23 апреля 2015

Версия для печати

Размер шрифта

Тема воровства часто возникает на консультациях у психолога. Такое негативное явление как присвоение детьми и подростками чужих вещей отмечается у некоторых дошкольников и младших школьников. Оно может быть вызвано различными причинами.

Рассмотрим некоторые из них:

  • проживание ребенка в неполной семье,
  • отсутствие у ребенка мамы и папы,
  • развод родителей,
  • попустительство в воспитании,
  • низкий нравственный и культурный уровень родителей,
  • неблагополучие ребенка в семье.


Некоторые исследователи утверждают, что воровство может быть реакцией ребенка на ущемление взрослыми его самолюбия, проявлением его неудовлетворенности отношениями в семье. Психоаналитики полагают, что воровством дети освобождают себя от избыточного напряжения, и истоки детского воровства видят в эмоциональном неблагополучии детей в семье, где взаимоотношения между членами характеризуются отчуждением и взаимным неприятием.

 

Личностные особенности ворующих детей характеризуются высокой напряженностью, закрытостью, неуверенностью в себе. Когда у ребенка возникает потребность выразить свое эмоциональное неблагополучие, он прибегает к воровству вопреки страху наказания. С помощью воровства ребенок стремится обрести некую автономию или воздействовать на межличностные отношения в семье.

 

Почти каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь крадет. Обычно события разворачиваются следующим образом: ребенку очень нравиться какая-то вещь и он не может побороть соблазн. Он берет эту вещь и уже в следующий момент испытывает целую гамму чувств. Радость обладания этой вещью лишь одна из них. Одновременно ребенок испытывает страх быть застигнутым на месте преступления, стыд, боязнь разоблачения. Несколько позже ребенок обнаруживает, что не может свободно пользоваться присвоенной вещью, если не объяснит факт ее появления. Еще через некоторое время ребенок может стать свидетелем горя бывшего хозяина украденной вещи. Он слышит, как единодушно осуждают вора окружающие люди, и его еще сильнее охватывает стыд и страх разоблачения. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок больше никогда не захотел присвоить чужое. Если же воришку уличают, и он проходит все стадии разоблачения, извинений и наказания, то это становится уроком на всю жизнь. Важно только правильно выбрать меру наказания. С одной стороны не подорвать у ребенка веру в то, что он по-прежнему любим, с другой стороны, он должен почувствовать все серьезность его поступка.

 

Некоторые дети воруют много раз. Среди них, как правило, те, кто не чувствует любви и даже не надеется когда-либо ее ощутить. Они полагают, что в глазах окружающих людей им нечего терять. В этом случае неразоблаченная кража – чистый выигрыш. Такие дети воруют обдуманно и осторожно, принимают все меры, чтобы не быть застигнутым и придумывают правдоподобные истории, оправдывающие появление новых вещей.

 

Некоторые дети воруют, чтобы «отомстить» родителям, заставить их изменить какое-либо решение или запрет. Кражей ребенок сигнализирует окружающим: у нас не все хорошо, как кажется. Чтобы прекратить кражи в этом случае необходимо поговорить, наладить отношения с ребенком.

 

Кража может быть интересным приключением для скучающего, ничем не занятого ребенка. Коррекция в этом случае заключается в освобождении этого ребенка от излишней опеки, дать ему возможность реализоваться в самостоятельном выборе досуга и хобби.

 

Некоторые дети могут просто забыть вернуть вещь. Другие, воруют то, что абсолютно не нужно, но ради однажды испытанной палитры чувств, «адреналина».

 

Если же ребенок часто ворует вещи, но при этом не пользуется ими, где-то складирует, может выбросить их или как-то вернуть хозяину и при этом объясняет свое поведение «что не мог не украсть, что-то подтолкнуло». То такое воровство называют клептоманией, и оно является областью коррекции психотерапевтов и психиатров.

 

Приведем еще некоторые причины детского воровства:

 

  1. Из-за несознательности – ребенок еще не различает, что значит мое и твое, он не понимает значения слова «собственность».
  2. По привычке.
  3. Из спортивного интереса.
  4. Низкий социальный интеллект.

Что же делать, если Вы обнаружили, что ребенок присвоил чужую вещь?

 

  • Если ребенок что-то украл, старайтесь реагировать не слишком бурно. Это еще не значит, что он станет преступником. Несмотря на то, что относиться к воровству беспечно нельзя, чрезмерно суровое наказание только вызовет отчуждение ребенка. Дети младше шести лет вовсе не понимают суть воровства так, как дети постарше или взрослые.
  • Ваша цель – помочь ребенку научиться контролировать свои порывы и желания, пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Необходимо научить просить разрешения взять понравившийся предмет.
  • Если необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос так: « У Маши пропали карандаши, и Мария Ивановна считает, что это мог взять ты? Это правда?»
  • Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за это, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте во лжи, а расспросите обо всем подробнее. Истина может всплыть после наводящих вопросов. Не обыскивайте ребенка, дайте ему возможность «найти» эту вещь.
  • Не ждите, что после одного разговора воровство прекратится, необходимо время, терпение и внимание с Вашей стороны для усвоения урока.

Эльвина Яппарова, педагог-психолог МБОУ СОШ №74 г. Уфы 

 


© 2009 ООО «НПО «Электронный университет».
Газета «Образование: путь к успеху». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-32232 от 09 июня 2008 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на газету " Образование: путь к успеху " обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.