В последние годы происходят значительные изменения в образовательном законодательстве нашей страны. Российское общество остро обсуждает очередную редакцию проекта нового интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации». Государством принята очередная Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
В последние годы происходят значительные изменения в образовательном законодательстве нашей страны. Российское общество остро обсуждает очередную редакцию проекта нового интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации». Государством принята очередная Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
Надо сказать, что не все в этих документах нас удовлетворяет, а кое что вызывает у образовательной общественности вполне обоснованное беспокойство. Появляется и ряд положительных новелл, которые вводят определенную упорядоченность в действующие нормы и отношения в области образования. Наконец-то государством четко провозглашается равенство всех образовательных организаций вне зависимости от организационно-правовых форм учреждения. Таким образом, государственные, частные, религиозные и другие учебные заведения получают равные права и возможности развития и творческой конкуренции в интересах граждан России.
Предусматривается также возможность бюджетного финансового обеспечения образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих общеобразовательные и профессиональные программы.
Вводятся также нормы, которые закрепляют особенности предоставления общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, регулируют полномочия разных уровней управления образованием, определяют порядок использования новых информационно-коммуникационных технологий образования.
Однако, несмотря на многочисленные новации, по-прежнему актуальными остаются главные вопросы. Создают ли эти и многие другие преобразования предпосылки для повышения эффективности, качества и доступности образования, возможности для постоянного совершенствования самого человека? И почему официальные установки государства по-прежнему игнорируют такие основополагающие образовательные задачи и условия как духовное развитие и формирование высоких морально-нравственных качеств наших детей.
Неужели кому-то до сих пор не ясно, что без решения этих задач российское образование и дальше будет не развивать человека, придавая ему новый более высокий образ, а всего лишь готовить работника для элементарного выполнения различных технологических операций и стандартного образа жизни, навязываемого нам бездушной западной глобализацией и собственной системой средств массовой информации.
Что несет обществу безнравственный чиновник, врач, преподаватель или любой другой специалист, и какое будущее у этого общества, мы уже начинаем понимать на опыте последних десятилетий. И если начинать работу по модернизации и реформированию с главного, то необходимо сформировать и обеспечить новое духовно-нравственное направление развития российского образования, нацеленное, прежде всего, на решение проблем духовного становления и развития человека, а затем и на его качественную профессиональную подготовку.
Уверен, что решение этой общей, главной задачи позволит более эффективно и успешно решать и другие, частные проблемы совершенствования российского образования и оздоровления нашего общества.
Чтобы ответить на вопрос о качестве и доступности образования, необходимо проанализировать ряд проблем на пути достижения этих целей.
Качество в целом, и качество образования в частности, понятия достаточно объемные и сложные. Возьмем только тот аспект, который отражен в проекте Закона, а именно «качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным образовательным и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требования, устанавливаемым университетами и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека».
Возможна ли реализация этих требований в сегодняшних условиях и в какой мере они определяют реальное качество нашей работы?
Прежде всего, возникает закономерный вопрос – почему качество образования должно определяться устаревшими, еще до принятия, стандартами, а не соответствовать быстро растущим новым знаниям, техническим и технологическим возможностям и потребностям самого человека?
Сегодняшнее соответствие федеральным образовательным стандартам, направленным, прежде всего, на подготовку квалифицированного работника для нынешнего уровня рынка труда в России, означает непременное выполнение ряда формальных условий. Это, прежде всего, достаточно жесткие минимальные требования к содержанию образования, профессиональным компетенциям, квалификационному цензу педагогических работников, к материальной и информационной составляющей образовательного процесса.
Если с некоторыми формальными показателями можно попытаться обойтись также формально, то содержание образования, технологии и методики обучения требуют серьезных усилий и перемен. Достижение этих показателей невозможно без нового современного уровня подготовки всего педагогического коллектива. Еще в большей степени это относится к формированию компетенций, умений и навыков в профессиональной школе. Законодательно жестко эта задача поставлена впервые и поэтому ни общеобразовательная, ни профессиональная школы к ее реализации практически не готовы.
То есть работа в этих направления предстоит огромная, сложная и всеобъемлющая. И успех во многом будет зависеть от психологического и профессионального настроя каждого коллектива и каждого преподавателя.
С проблемами повышения качества образования тесно связана и проблема объективной оценки знаний и умений учащихся. Несколько слов о пресловутом едином государственном экзамене. Здесь наша российская реальная практика далеко разошлась с замыслами теоретиков ЕГЭ.
На наш взгляд, система ЕГЭ в школе не срабатывает в полной мере потому, что она так и не стала рабочим инструментом для самооценки и нового развития школьных коллективов, а лишь дает основания для поступления в ВУЗы выпускникам и поводы для применения санкций к разного рода нарушителям закона.
Желание ряда педколлективов удовлетворить требования утвердившейся административной системы привели к замене образовательного процесса на подготовку к итоговому тестированию, к профанации реальной педагогической работы и фальсификации ее результатов.
Но ведь при методически обоснованном использовании и в сочетании с другими формами контроля итоговое и промежуточное тестирование может и должно эффективно использоваться для организации контроля качества и мер по его обеспечению на протяжении всего периода обучения, как в школе, так и в колледже, и ВУЗе.
Как иначе можно проводить мониторинг качества образования, если не проверять регулярно умения и навыки учащихся на практических занятиях, делая срезы уровня знаний на промежуточных тестированиях, зачетах и экзаменах, если не наблюдать за развитием молодого человека на периодических собеседованиях и в ходе педагогического общения.
То есть вопрос не в самих инструментах контроля знаний, а в умении педагогов их применять и использовать для совершенствования собственной работы, работы учащегося и в целях достижения высокого конечного результата совместной творческой деятельности.
Но все это требует от нас отказаться от стереотипов, избавиться от административного прессинга, и начинать учиться работать по-новому, в том числе и с использованием современных информационных технологий и средств контроля знаний.
Следующий аспект – доступность. Возможно ли решить эту серьезнейшую проблему в нашей огромной и географически распределенной стране, выделением автобусов и сбором детей на обучение в центральные школы? Здесь я не затрагиваю вопросы, связанные с детьми-инвалидами, для которых в этом контексте и в связи с «пробуксовкой» дистанционного обучения вообще двери к образованию «закрываются». Это при том, что в ФЦПРО одним из целевых индикаторов выступает «уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства и социального и имущественного статуса и состояния здоровья».
То же самое можно сказать и о студентах ВУЗов и специалистах, нуждающихся в постоянной переподготовке. Мировой опыт, который у нас по традиции либо превозносится, либо игнорируется, показывает, что десятки мегавузов и даже самые крупные кампусы для студентов не могут обеспечить решение главной проблемы – постоянного повышения профессиональной квалификации и освоения новых специальностей десятками миллионов людей. Эту жизненно важную проблему может решить только современная инновационная система образования.
Без инновационного образования практически невозможно также и строительство в нашей стране современной, конкурентоспособной экономики, базирующейся не столько на реализации сырьевых ресурсов, сколько на интеллектуальном потенциале российской нации. Какие же инновационные ресурсы необходимо задействовать, чтобы модернизовать российское образование?
Точками роста в этой технологической модернизации, на наш взгляд, могут стать следующие современные ресурсы качественного образования.
Во-первых, это изменение содержания образования с точки зрения наполнения его образовательным контентом и средствами его использования в учебном процессе. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: есть интернет в каждой школе, есть некоторые учебные материалы и книги в электронном виде. Однако, все это собирается и используется эпизодически и несистемно, а дети, приходя домой, получают за час работы в интернете больше, чем за день такого обучения в школе.
Но самое опасное состоит в том, что наши школьники, да и студенты тоже, не приученные с детства к работе с полезной для ума и сердца информацией, нередко плавают в отстойниках интернета, разрушающих все добрые посевы в их душах.
Почему так происходит? Потому, прежде всего, что у многих учителей нет интереса разрабатывать и применять новые технологии. Отсутствие умения и навыков у преподавателей, чаще всего, лишь следствие их незаинтересованности в разного рода новациях. Даже самому квалифицированному и опытному учителю придется прикладывать массу усилий для изучения и внедрения новых технологий, а результатом будет, в лучшем случае, моральное поощрение.
Что же в этой связи необходимо сделать:
- описать виды и формы интерактивных занятий и ввести особую форму оплаты за их ведение;
- создать единую базу электронных образовательных материалов на общереспубликанской площадке, приобретая на конкурсной основе их у самих разработчиков (не обязательно в Республике, но и по всей стране, и по всему миру) и получая права на публичное их размещение – результатом станет синергетический эффект от использования интеллектуального потенциала каждого способного педагога и каждого образовательного учреждения;
- ввести в систему оценивания работы преподавателя и школы, показатели, характеризующие пользовательскую активность учащихся на данном ресурсе.
Организовав эту работу, государство возьмет на себя такие ключевые роли, как обеспечение качественным контентом, создание инфраструктурных элементов и внедрение системы мотивации. В результате будет происходить аккумулирование интеллектуальных ресурсов на создание современного качественного содержания образования без необходимости сложных структурных реорганизаций и неэффективных затрат.
Во-вторых, необходима кардинальная модернизация системы оценивания результатов обучения.
До тех пор, пока мы сами будем оценивать результаты собственного труда, адекватной картины происходящего в образовании не получится. ЕГЭ в этом направлении сделал важный шаг и при всех его минусах, показал более реальную картину состояния образования и уровень выпускников школ. Однако, проблема натаскивания к ЕГЭ остается, поскольку независимая оценка не стала системой контроля знаний учащихся во всем периоде обучения. На наш взгляд, необходимо безотлагательно ввести независимую оценку знаний учащихся во всей образовательной системе.
Но для того, чтобы она не стала постоянным стрессом для обучающихся и преподавателей ввести ее не для применения санкций, а в виде одной из форм самоконтроля учителя и учащегося, ориентирующей на устранение пробелов и достижение высоких конечных результатов обучения.
Модель независимой оценки знаний может выглядеть следующим образом:
- все обучающиеся тестируются в единой информационной среде;
- база тестовых материалов приобретается на конкурсной основе у любых разработчиков в соответствии с заданными параметрами и стандартами;
- информация с данного ресурса доступна только преподавателю, который с учетом этой оценки выставляет все виды промежуточных и итоговых оценок.
В результате:
- учащиеся постепенно привыкают к постоянной проверке знаний тестированием и используют его результаты для корректировки самостоятельной работы;
- преподаватели получают адекватный инструмент для постоянного оценивания собственной работы и знаний учащихся, используют систему тестирования для совершенствования форм и методов организации учебного процесса;
- государство получает возможность постоянного мониторинга «слабых звеньев» образовательной системы, динамики качества образования, материалы для совершенствования подготовки и переподготовки преподавателей.
В-третьих, серьезные изменения в организации переподготовки учителей.
Для успешного решения проблем инновационного образования необходимо построить такую систему обучения учителей, которая в самом образовательном процессе позволит им выработать навыки работы в новейших информационных средах и ощутить результаты на себе, причем желательно без дополнительных затрат. Такой системой может стать дистанционное обучение, основанное на современных информационно-коммуникационных технологиях.
Для ее построения необходимо на конкурсной основе привлечь исполнителей, которые способны организовать постоянное переобучение преподавателей на базе общедоступных электронных ресурсов. В режиме Интернет обучения желательно ввести в практику ежегодную переподготовку преподавателей. Это вполне возможно, если курсы сделать «легкими» - то есть с небольшим объемом «аудиторных» часов и с актуальной проблематикой.
Очевидно, что наши предложения по использованию в образовании современных ресурсов это только некоторые выделенные элементы, которые естественным образом повлекут изменения во всей образовательной системе. Однако, по-нашему мнению, именно эти элементы, наряду с решением главной задачи – духовно-нравственного развития человека, должны стать ключевыми факторами роста качества, доступности и эффективности образования.
Опыт Академии ВЭГУ, накопленный почти за 20 лет, также подтверждает высокую эффективность работы в данных направлениях. В результате инновационного развития ВУЗа, Академия имеет более 50 собственных подразделений по всей Российской Федерации: от Уфы до Москвы, Томска и Сочи, десятки тысяч успешных выпускников и только положительные отзыве о работе коллектива.
Предложенные ВЭГУ технологии получили высокую оценку международной и российской образовательной общественности, и уже сегодня востребованы более чем 30 тысячами обучающихся из России и зарубежных стран. Все это для творческого коллектива Восточной экономико-юридической гуманитарной академии очень ценно и важно, потому, что благодаря его усилиям именно Республика Башкортостан стала подлинным центром современного инновационного образования.
"Республика Башкортостан" от 25 августа 2011 года