Ни для кого не секрет, что подавая документы в ВУЗ, абитуриент осознанно выбирает факультет, соответствующий его интеллектуальным запросам и общественным позициям. Так и должно быть, ведь выбор будущей деятельности – это выбор, предопределяющий всю дальнейшую жизнь. Особенно этот факт весом при выборе так называемых «творческих» профессий. Причиной этому служит то, что в подобных ситуациях не приходится выбирать, желание и возможность «творить» уже само собой плотно сидит человеке.
Выбрав ВУЗ и наиболее подходящий факультет, студенты начинают тесно «соприкасаться» с будущей профессией, изучая предметы, поставленные для них в расписании. Расписание занятий создается с учетом занятости преподавателей и с равномерной повседневной нагрузкой на студентов. Но дело здесь в очень интересном соотношении занятий, а именно речь пойдет о так называемых «лишних» предметах.
Что же мы понимаем под этим определением? «Лишние» предметы, на мой взгляд, это предметы, которые не принимают важного участия в овладении знаниями, связанных с выбранным профессиональным родом деятельности. Зачастую это такие предметы, которые не вызывают интерес у студентов, вследствие этого плохо усваиваются, и что самое важное, не пригождаются в дальнейшем освоении профессии и в течение жизни.
Для наглядности вопроса, возьмем, например, факультет филологии. С какой целью студенты этого факультета изучают математику? Нет, нельзя конечно сказать, что это высшая математика и что сдать ее практически нереально. Совсем нет. Гуманитарии, точно так же как и технари достойно справляются с зачетами по математике или информатике.
Вопрос в другом: в каких именно аспектах трудовой деятельности (в особенности в творческой деятельности) филологам могут понадобиться, например, «законы Моргана» и «Декартово произведение на множества». Или как знания подобного рода могут помочь новоиспеченному журналисту провести беседу с интервьюируемым?
Интересная ситуация складывается и с преподавателями, читающими подобного рода дисциплины. Они, видя нежелание посещать их лекции студентами, становятся «не по делу» требовательными и нервными. Это приводит к разно уровневым конфликтам между студентом и преподавателем, что, конечно же, обоюдно неприятно.
Неприятно еще и то, что таких «лишних» бывает больше, чем хотелось бы. В школе требуют посещение всех поставленных занятий, так как это среднее общеобразовательное учреждение. Но в университете, куда будущий студент поступает осознанно на интересующий его факультет, он вправе желать изучать то, что соприкасается с выбранной им профессией. А вуз, в свою очередь, должен стараться удовлетворить желание быть просвещенным, и всячески способствовать этому. А в реальности получается что предметы, которые способны хоть что-то закладывать в голову за пять лет учебы, неизбежно уходят на второй план. И на них зачастую уже не хватает ни времени, ни сил.
Мне кажется, с моей точкой зрения согласятся многие студенты с разных факультетов. Ведь разговоры на эту тему продолжаются уже не один год. Эта проблема остается актуальной, и не такой уж неразрешимой.
Алина Хуснутдинова, специально для Obrazovanie-Ufa.ru