Школьные новости

суббота
17 марта, 2018

Ученье – не свет

16 декабря 2013

Версия для печати

Размер шрифта

Образование – одно из самых главных ценностей современного общества. В развитых странах добросовестные и ответственные учащиеся всегда в почете, так как они опора государства, ее будущее. А вот в России ситуация парадоксально иная. На настоящее время многие бюджетные места в высших учебных заведениях занимают отнюдь не лучшие кандидаты. О неэффективности и недоработке системы Единого государственного экзамена говорят уже с самого первого дня его введения. А это, к слову, 2009 год. В итоге конец пятилетки на подходе, а воз и ныне там. И поступательного движения вперед особо как-то и не ожидается. 

 

В качестве эксперимента госэкзамен был введен и того раньше. Уже с 2001-го года выпускники общеобразовательных школ впервые услышали об этой страшной аббревиатуре. И буквально мгновенно пошли байки о том, что получить аттестат отныне станет сродни подвигу Геракла. Несмотря на критику педагогов всех рангов, министерство образования настойчиво толкало свою политику, повсеместно внедряя ЕГЭ. Вузы также долго отнекивались от новой формы, однако когда давление идет с самого верха, то деваться уже некуда. Остается только подчиняться.


Время шло, и вдруг провинциальные школы осенило. Не это ли их шанс? Весь обещанный жесткий контроль за ходом экзаменов оказался по большому счету фикцией. Многие выпускники, которые за одиннадцать классов не показывали ничего выдающегося, получили в один миг шанс поступить в лучшие учебные заведения страны. Для этого нужно было лишь набрать высокий балл за Единый государственный экзамен. Немного колдовства вперемешку с магией и вот оно: массовые 80-90 баллов по русскому языку от учащихся кавказских республик и стопроцентные результаты по физике и химии в глухих сельских школах, где в наличии никогда не было ни реактивов, ни необходимых технических устройств для лабораторных работ. Чудесно, не правда ли?


Ректора ведущих вузов открыто говорят, что качество подготовки абитуриентов резко снизилось, а вот проходной балл на все престижные специальности наоборот взлетел вверх. Бюджетные места стали занимать люди, которые с трудом закрывают сессии на «тройки». Но никакого законного права отчислять таких горе-студентов или переводить их на коммерческую форму обучения нет. А сами по себе они своего бесплатного места никому не отдадут.


Получается, решить данную проблему можно только одним способом – наладить непосредственно саму сдачу ЕГЭ. Сделать ее более честной и справедливой. Как думается, именно для этого полтора года назад на смену, казалось бы, бессменному Андрею Фурсенко на пост министра образования и науки Российской Федерации пришел Дмитрий Ливанов.


Несмотря на большие надежды, стало только хуже. Таких скандалов как за прошедшие два года прежде не было. По накалу страстей и остроте сюжета в Министерстве образования чуть не превзошли своих коллег из оборонного ведомства. Дагестан, Кабардино-Балкария и Ставрополье были признаны лидерами по количеству подозрительных стобалльников. Тут же, как полагается в нашей стране, полетели головы мелких начальников, то есть руководителей местных ГорОНО, директоров «засветившихся» школ. И на этом можно сказать все.


Башкирия же угодила в число 14-ти регионов России, которых ждет комплексная проверка Рособрнадзора в связи с большим количеством учеников, которые показали высокие баллы. Для иллюстрации приведем цифры: в этом году зафиксирован 51 человек со стопроцентным результатом. В 2012 году таковых было 25, в 2011-м – 27. Прогресс, как говорится, на лицо.


Казалось бы, нужно радоваться. Цифры наглядно говорят, что качество образования в регионе повышается, а наши выпускники имеют хорошую возможность поступать в лучшие высшие учебные заведения страны. Ни московский, ни санкт-петербургский государственные университеты для наших молодцов нынче не помеха. 


Однако результаты школьных всероссийских олимпиад говорят обратное. За последние годы не зафиксирован какой-нибудь ощутимый скачок количества призеров от Башкортостана. Даже наоборот, их число незначительно снижается. Как же так?


Ответ прост и любой специалист в сфере образования вам моментально скажет: «Результаты повысились искусственными мерами». Этот факт уже признали в самых верхах. Более того у нас в регионе проблема была озвучена на официальном уровне Президентом республики Рустэмом Хамитовым еще в 2011 году на республиканском августовском педсовете в Уфе. 


Тогда Рустэм Закиевич дал ряд очень конкретных и жестких поручений ответственным лицам для исправления сложившейся ситуации. Поводом для этого послужил приезд чиновников Министерства образования и науки РФ во главе с Любовью Глебовой, бывшей на тот момент руководителем Рособрнадзора. В ходе встречи с руководством республики откровенно были высказаны  обоснованные сомнения в объективности результатов ЕГЭ в Башкирии. 


Как итог, в спешном порядке в региональном образовательном ведомстве был создан целый отдел, которому предстояло курировать проведение абитуриентских испытаний. Те же, кто работали по этим вопросам прежде, были уволены.


Моментально были предприняты титанические усилия, как со стороны федеральной, так и со стороны республиканской властей. Создана специальная межведомственная комиссия, которой поручили готовить и реализовывать комплекс мер по повышению объективности результатов ЕГЭ. Помимо этого создали еще несколько советов, полные наименования которых и сразу вспомнить сложно. На каждом пункте сдачи ЕГЭ решили поставить «глушилки» для смартфонов, онлайн-видеорегистрацию и по офицеру МВД, который будет обеспечивать порядок и «чистоту». А пойманного на месте преступления учащегося пообещали подвергать административному аресту и отправлять на принудительные работы. Причем не одного, а вместе с родителями и учителями. Куда уж жестче?


Удивительно, но на практике все эти меры принесли оглушительно нулевой результат. Башкирские баллы и после этого из года в год признаются подозрительными. А по числу зафиксированных взбросов контрольно-измерительных материалов во всемирную паутину наш регион стал одним из «передовиков». Выпускников даже не останавливает тот факт, что результаты пойманных тут же аннулируются без права пересдачи в этом году.


По всему этому можно сделать вывод, что даже если за аналогичное нарушение будет предусмотрен тюремный срок, проблема никуда не денется. Списывали, списывают и будут списывать. Покупали, покупают и будут покупать. Потому как выпускникам, так и их родителям, в первую очередь, нужны не знания, а «корочки», дающие возможность хорошо устроиться в будущем. 


Новоявленные студенты, как правило, уже не скрывают того, каким способом им удалось преодолеть абитуриентские испытания. Приехавшие из далеких районов открыто говорят о том, что все поставлено на поток. Даже отличникам учебы сами же учителя не позволяют сдавать ЕГЭ самостоятельно. В приказном порядке выдается рекомендация найти кого-то, кто сможет помочь с написанием экзамена.


А тут уже варианта два: либо по связям искать опытных преподавателей вузов и учителей общеобразовательных школ, либо пойти бюджетным путем – нанять студентов старших курсов. Проблемы обойти контроль на самом экзамене попросту не существует. Испортить все может внезапная проверка из столицы, но езда по провинциальным дорогам дело не из самых приятных, поэтому они очень редки. 


Обстоятельства складываются так, что все участники процесса под названием «сдача ЕГЭ» заинтересованы в том, чтобы обойти закон. Родители бегают по знакомым и ищут надежные выходы, потом экономят, чтобы заплатить за экзамены баснословные деньги, дети делятся в социальных сетях друг с другом ответами и способами решения. А главные прокуроры процесса учителя и администрация способствуют и даже участвуют в махинациях, так как они заинтересованы в хороших баллах не меньше самих выпускников. Ведь парадокс всей этой ситуации еще в том, что выговор был наложен не только на районы с сомнительно высокими результатами, но и на те, в которых были зафиксированы низкие результаты. Более того, неуспевающим рекомендовано скорейшим образом заняться повышением успеваемости выпускников. 


И где же тут золотая середина? Получается, если ты честный, но баллов мало – это плохо и ты скорее всего никуда не пройдешь на бюджетное место,  если же ты нечестный, но баллов очень много – это тоже очень плохо, однако дороги в престижные вузы открыты. Так и что выберет нормальный здравомыслящий человек в такой системе?


Конечно, эти махинации не везде. Есть исключения, но как бы ни звучало банально, они только подтверждают правило. В этой всеобщей авантюре участвует полстраны, и общественное мнение в этом случае на стороне нарушителей.

 
Мысли о том, что таким образом мы собственноручно гробим души целых поколений тех, кому в будущем предстоит развивать страну, строить экономику отступают мгновенно, когда с ЕГЭ сталкивается ваш собственный ребенок. Родители сами говорят, что да это несправедливо, неправильно, но ведь так принято. Это уже стало нормой.
В итоге мы получаем, что на бюджетные места в престижных вузах поступают те, кому посчастливилось родиться и учиться в районе, в котором «сомнительно высокие баллы». 


Естественно, не все эти студенты из числа высокобалльников лодыри. Среди них процентов 60-70, которые вполне вероятно смогли бы поступить и своим умом. Им весьма успешно удается усваивать университетский курс и к окончанию вуза из них получаются очень хорошие специалисты. 


Однако наряду с этим сейчас в университетах встречаются личности, которых в советское время даже на пушечный выстрел близко бы не подпустили. Выбранная специальность их особо не волнует, авторитет преподавателей тоже. За учебу платить не нужно и ладно. Диплом равно халява. 


Вот именно с такими и нужно как-то бороться, ведь на их местах мечтали быть люди, которые действительно этого заслуживали. А так получается, что государственные деньги уходят в трубу. 


Многие эксперты сходятся во мнении, что Единый государственный экзамен как форма проведения итоговой аттестации за прошедшее время дискредитировал себя. Из сложившейся ситуации всего два выхода: либо вновь проводить реформу и вводить что-то новое, либо оставить все как есть.


Самое простое решение это, безусловно, вновь совершить коренную реформу и ввести вместо ЕГЭ что-то новое. Ломать, это не строить. Но где гарантии, что нововведения принесут положительный эффект? С начала девяностых годов прошлого века пока ни одна российская реформа не приносила того, чего от нее ожидали. В основном, становилось только хуже.


Поэтому все больше специалистов хоть и согласны с несовершенством проведения ЕГЭ, но склонны к тому, чтобы не применять радикальных мер. Сама-то идея единого экзамена для выпускников и абитуриентов очень хороша. Это признают все. Ведь в былые годы школьникам приходилось один путь проходить дважды. Родители тратили нервных клеток ровно в два раза больше, а коррупция в целом процветала ничуть не меньше. Правда, она была больше сконцентрирована в стенах приемных комиссий вузов, а не в школьных кабинетах. То есть с введением образовательной реформы сместился лишь акцент проблемы.


Однако есть еще один интересный выход их ситуации. А именно изменить современную систему приема в высшие учебные заведения. Так, например, есть вариант набирать группы студентов на первый семестр без разделения на бюджетников и коммерческих. То есть сделать так, чтобы до первой сессии все проходили своего вида стажировку, длительностью в полгода. За это время новоявленные студенты успели бы четко определить, подходит им эта специальность или нет. На основании результатов первой сессии составлялся бы рейтинг, и затем можно было бы отбирать молодых людей, которые будут проходить обучение на бесплатной основе. Остальным же предлагать коммерческую форму. Тогда бы не было набора вслепую, и кафедры бы имели возможность познакомиться со своими подопечными и определить круг тех, кому действительно можно передать навыки. 


Как думается, в таком варианте количество «пассажиров» в вузах было бы гораздо меньше. А то сейчас от современных студентов после месяца учебы только и слышишь: «Ой, как же я был не прав, что сюда поступил. Это совсем не мое». А тут ошибка не страшна. Просто после полугода уходишь и затем в сентябре пробуешь себя на новом месте. 


В любом случае смотреть и игнорировать ежегодные скандалы нельзя. Это прекрасно понимают и в Министерстве образования. Так в этом году Дмитрий Ливанов после аномально высоких результатов открыто и без стеснения заявил, что имела место утечка данных. Другими словами, ответы Единого государственного экзамена каким-то непостижимым образом попали в сеть за несколько дней до самой сдачи. А это значит, что проблемы с честностью имеются и в самом ведомстве. Чем-то другим этот случай объяснить невозможно.


Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что препятствие заключено в нас самих. Как не ужесточай контроль, всегда найдутся люди, которые посчитают себя выше этого и начнут искать обходные пути. К сожалению, тут, скорее всего, дело в пресловутом российском менталитете. И хоть мы не признаем его пагубного свойства, но в глубине души каждый из нас при случае готов свернуть на нечестную дорогу. А с этим бороться очень сложно. Даже более того, характер вообще изменить невозможно.

Рустам Максютов



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.