Школьные новости

суббота
17 марта, 2018

Новый порядок для новых учебников

13 марта 2014

Версия для печати

Размер шрифта

В этом году Минобрнауки РФ был сформирован федеральный перечень учебников с учетом новых требований закона.

 

В конце февраля Научно-методическим советом при Минобрнауки России были рассмотрены учебники, представленные различными организациями и издательствами, в качестве книг для школьного обучения. Всего на суд Совета было представлено 1 505 книг от 26 различных организаций. По итогам рассмотрения было принято решение исключить из них 136 учебников.

 

Напомним, что недавно в закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, касающиеся порядка формирования федерального перечня учебников. Изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 года.

 

Согласно закону общеобразовательные учреждения могут использовать в образовательном процессе только те учебники, которые предусмотрены федеральным перечнем учебников.

 

Отметим, что раньше процесс формирования учебников происходил по результатам проведения научной и педагогической экспертиз. Кроме того, раньше закон предусматривал только включение новых учебников  в существующий перечень, а вот процедуры исключения из него не существовало. Существовавший перечень содержал около 3000 учебников. Однако в нем находились не только новые книги, были и те, что давно устарели морально.  Безусловно, в таком многообразии книг учителям, родителям и ученикам трудно было сделать правильный выбор. 

 

Новый порядок предусматривает формирование перечня на основе рекомендаций Научно-методического совета по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации. Состав совета формируется из представителей общественных и образовательных организаций. Он оценивает учебники на основании экспертных заключений.

 

Учебники могут быть включены в федеральный перечень, если соответствует следующим требованиям:

 

  • соответствуют нормам Конституции РФ, требованиям законодательства страны, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), получили положительную экспертную оценку;
  • имеют завершенную предметную линию учебников (то есть материал по предмету, например с 1 по 3 класс должен иметь единую методологическую основу, последовательность, преемственность материала из года в год);
  • дополнительно к учебнику должна прилагаться специальная методическая литература для учителя, включающая методику преподавания и т.п.;
  • учебники должны иметь электронное приложение, то есть некое дополнение для разнообразия образовательного процесса;

 

В этом году педагогическая и научная экспертиза учебников проводилась Российской академией наук и Российской академией образования. Этнокультурную и региональную экспертизу учебников проводили:

  • Министерство образования и науки Республики Татарстан;
  • Республиканская общественная организация «Центр гуманной педагогики Республики Хакасия «Школа жизни» Шалвы Амонашвили»;
  • Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)».

 

 Общественная экспертиза была проведена некоммерческими организациями:

 

  • Государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение Республики Хакасия «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории»;
  • Некоммерческое партнерство «Лига образования»;
  • Русская школьная библиотечная ассоциация;
  • Некоммерческое партнерство «Российский книжный союз»;
  • Региональная общественная организация «Единая независимая ассоциация педагогов».

 

Отметим, что федеральный перечень учебников подлежит формированию 1 раз в три года.

 

Еще одно нововведение, касающееся формирования федерального перечня учебников, это процедура исключения из него книг. Возможные причины исключения учебников из федерального перечня:

 

  • нарушение прохождения процедуры экспертизы учебника;
  • содержащаяся в учебнике информация может причинить вред здоровью и развитию детей;
  • отзыв экспертного заключения на учебник;
  • наличие конфликта интересов между экспертами и авторами учебника, способного повлиять на качество проведения экспертизы и др.

 

Согласно новому порядку формирования перечня учебников информация о проведенных экспертизах становится открытой. Так, информацию по учебникам, в том числе  экспертные заключения, можно посмотреть на сайте Научно-методического совета по учебникам. Кроме того, учителя и родители могут сообщить об ошибках, выявленных в учебниках. Отметим также, что это может быть основанием для начала процедуры исключения учебника из списка.

 

Новый федеральный перечень учебников будет утвержден  1 апреля 2014 года. 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.