Школьные новости

суббота
17 марта, 2018

Реформу школ Москвы надо начинать с переподготовки учителей

17 ноября 2010

Версия для печати

Размер шрифта

11 ноября состоялось первое заседание коллегии Департамента образования Москвы, которое провел его новый руководитель, бывший замминистра образования РФ Исаак Калина. Своими впечатлениями в интервью РИА Новости поделился член коллегии Департамента образования, заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ, профессор Лев Любимов.

 

— Лев Львович, каковы ваши впечатления от заседания коллегии?

— Заседание сначала проходило в том формате, который существовал при прежнем руководителе департамента Ольге Ларионовой. Сначала делает доклад начальник городского уровня, потом тему продолжает его заместитель, потом подчиненный ему же чиновник окружного уровня и так далее. На одной из коллегий я как-то по-профессорски заметил, что в академическом сообществе принято, чтобы при обсуждении темы, помимо докладчика, выступали еще и его оппоненты. Ольга Ларионова ответила: «У нас тут не академики, а власть». К сожалению, не удалось донести, что любая демократическая власть предполагает систему сдержек и противовесов и уж, по крайней мере, учитывает мнение экспертного сообщества.

Вчера на коллегии в этом старом формате обсуждалось развитие ученического самоуправления в школах Москвы. Выслушали доклад заместителя руководителя департамента, и я задал вопросы: «В чем состоит объект этого управления? Кем и чем управляют? Какова цель? Как можно измерить результаты?» «Как эта деятельность вбирает в себя соответствующие компоненты (знаниевые и другие) из основной образовательной программы школы?» Исаак Иосифович Калина деликатно предложил считать эти вопросы моим выступлением, не обязывая докладчика отвечать на них.

Затем доклад сделал одиннадцатиклассник — председатель городского ученического совета из одной московской школы, бойкий такой юноша. Едва ли не главная его мысль заключалась в том, что основное чаяние школьников — стать успешными. Я его спросил: «А не хотите ли вы быть гражданами? Не хотите быть патриотами, законопослушными, добрыми, с крепкой любовью "к родному пепелищу"?» Ведь тема самоуправления — это как раз о воспитании гражданственности, а не о примитивном утилитаризме.

— А как на это среагировал Исаак Калина?

— Он выслушал все выступления — после основных докладчиков выступали еще несколько человек с короткими, формальными, полными декларациями об успехах сообщениями — и предложил в течение ближайшей недели обсудить тему в дистанционном режиме, по электронной почте, и совместно переработать проект решения. А второй вопрос, который был вынесен на коллегию, — о реализации в Москве президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» — пока снять с повестки дня, также обсудить материалы для коллегии в дистанционном режиме, а потом принять решение, как проводить открытое обсуждение.

Я такой подход поддерживаю. Если уж ставится какой-то вопрос, значит, нужно обсуждать его с экспертами, а не только с подчиненными тебе же сотрудниками. На мой взгляд, Исаак Калина сразу понял, что такой формат работы коллегии — пустая трата времени и предоставление любому чиновнику шанса докладывать о своих же успехах. Его решение — это отмена данного формата. Никому не нужны отчетные доклады, когда один за другим чиновники поднимаются на трибуну для чтения по бумажке торжественных деклараций об успехах. В пример могу привести опыт ГУ-ВШЭ: человек пятьдесят руководителей разного уровня 3–4 раза в год на 2 дня выезжают за город и обсуждают проблемы университета. Но мы не доклады делаем, а по-настоящему обсуждаем, даже кричим друг на друга!

По итогам заседания Исаак Калина поручил создать рабочую группу, которая будет определять новые механизмы работы коллегии.

— Что, на ваш взгляд, новому руководителю предстоит изменить в московской системе образования?

— При прежнем руководстве система замерла. На нее тратятся такие деньги, что ожидать следовало бы намного больше, чем мы имеем сегодня. Если в Рязани на школьника в среднем тратится 10 тыс. рублей в месяц, то в Москве — 120 тыс. рублей. И я имею право спросить о результатах не сотню элитных школ, а все 1500. Москва может похвастаться десятками школ городского подчинения, где созданы особые условия. А обычные школы? Мы же понимаем, как они работают.

Вот ставится вопрос о «Нашей новой школе» — центральный вопрос, по которому надо утверждать систему мероприятий. А в этом огромном городе, где 1500 школ и 150 тысяч учителей — тех людей и те учебные заведения, которые способны воспринять идеи президентской инициативы, по пальцам можно пересчитать. Ни педагогический корпус, ни школьные администраторы к этому не готовы. Делать надо очень многое, а для этого принимать продуманные, а не парадные решения.

— С чего же начинать?

— Главная позиция — кадры. Нужна их переподготовка, повышение квалификации, причем не в той системе переподготовки учителей, которая действует сегодня. Как в условиях нормативно-подушевого финансирования деньги следуют за школьником, так и за учителем они должны следовать — надо дать ему ваучер на переподготовку, а куда уж он пойдет повышать квалификацию — его дело. Дайте учителю право самостоятельно решить: если он химик, может, он в Менделеевку пойдет или в МГУ. Вместо этого в Москве — классическая советская система, когда все учителя идут в Московский институт открытого образования.

— Как работники московского образования отнеслись к назначению Исаака Калины?

— Они понимают, что он, во-первых, очень опытный человек, а, во-вторых, новый для Москвы человек, и это дает ему преимущества. Он пришел из образовательной среды, которую никогда не покидал. Ему хватило одного часа, чтобы понять, что происходило в Москве последние три года, достаточно деликатно оставить эту эпоху в прошлом. На членов коллегии это произвело вдохновляющее впечатление.

 


За что только не приходится отвечать современному учителю. Масштабы ответственности педагога поражают! Несмотря на то, что в должностных инструкция учителей прописаны порой довольно стандартные обязанности, на деле они отвечают и за внешний вид ребенка, и за его поведение вне школьных стен во время проведения внеклассных мероприятий, за сохранность его ценностей также отвечает педагог! Современные дети все чаще носят в школу уже не только неодобряемые серьги, браслеты, золотые украшения, но и гламурные телефоны, дорогие нетбуки и прочие ценности. По логике, за этим должны следить родители, но на деле с вопросом ответственности чаще сталкиваются учителя.

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.