11 ноября состоялось первое заседание коллегии Департамента образования Москвы, которое провел его новый руководитель, бывший замминистра образования РФ Исаак Калина. Своими впечатлениями в интервью РИА Новости поделился член коллегии Департамента образования, заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ, профессор Лев Любимов.
— Лев Львович, каковы ваши впечатления от заседания коллегии?
— Заседание сначала проходило в том формате, который существовал при прежнем руководителе департамента Ольге Ларионовой. Сначала делает доклад начальник городского уровня, потом тему продолжает его заместитель, потом подчиненный ему же чиновник окружного уровня и так далее. На одной из коллегий я как-то по-профессорски заметил, что в академическом сообществе принято, чтобы при обсуждении темы, помимо докладчика, выступали еще и его оппоненты. Ольга Ларионова ответила: «У нас тут не академики, а власть». К сожалению, не удалось донести, что любая демократическая власть предполагает систему сдержек и противовесов и уж, по крайней мере, учитывает мнение экспертного сообщества.
Вчера на коллегии в этом старом формате обсуждалось развитие ученического самоуправления в школах Москвы. Выслушали доклад заместителя руководителя департамента, и я задал вопросы: «В чем состоит объект этого управления? Кем и чем управляют? Какова цель? Как можно измерить результаты?» «Как эта деятельность вбирает в себя соответствующие компоненты (знаниевые и другие) из основной образовательной программы школы?» Исаак Иосифович Калина деликатно предложил считать эти вопросы моим выступлением, не обязывая докладчика отвечать на них.
Затем доклад сделал одиннадцатиклассник — председатель городского ученического совета из одной московской школы, бойкий такой юноша. Едва ли не главная его мысль заключалась в том, что основное чаяние школьников — стать успешными. Я его спросил: «А не хотите ли вы быть гражданами? Не хотите быть патриотами, законопослушными, добрыми, с крепкой любовью "к родному пепелищу"?» Ведь тема самоуправления — это как раз о воспитании гражданственности, а не о примитивном утилитаризме.
— А как на это среагировал Исаак Калина?
— Он выслушал все выступления — после основных докладчиков выступали еще несколько человек с короткими, формальными, полными декларациями об успехах сообщениями — и предложил в течение ближайшей недели обсудить тему в дистанционном режиме, по электронной почте, и совместно переработать проект решения. А второй вопрос, который был вынесен на коллегию, — о реализации в Москве президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» — пока снять с повестки дня, также обсудить материалы для коллегии в дистанционном режиме, а потом принять решение, как проводить открытое обсуждение.
Я такой подход поддерживаю. Если уж ставится какой-то вопрос, значит, нужно обсуждать его с экспертами, а не только с подчиненными тебе же сотрудниками. На мой взгляд, Исаак Калина сразу понял, что такой формат работы коллегии — пустая трата времени и предоставление любому чиновнику шанса докладывать о своих же успехах. Его решение — это отмена данного формата. Никому не нужны отчетные доклады, когда один за другим чиновники поднимаются на трибуну для чтения по бумажке торжественных деклараций об успехах. В пример могу привести опыт ГУ-ВШЭ: человек пятьдесят руководителей разного уровня 3–4 раза в год на 2 дня выезжают за город и обсуждают проблемы университета. Но мы не доклады делаем, а по-настоящему обсуждаем, даже кричим друг на друга!
По итогам заседания Исаак Калина поручил создать рабочую группу, которая будет определять новые механизмы работы коллегии.
— Что, на ваш взгляд, новому руководителю предстоит изменить в московской системе образования?
— При прежнем руководстве система замерла. На нее тратятся такие деньги, что ожидать следовало бы намного больше, чем мы имеем сегодня. Если в Рязани на школьника в среднем тратится 10 тыс. рублей в месяц, то в Москве — 120 тыс. рублей. И я имею право спросить о результатах не сотню элитных школ, а все 1500. Москва может похвастаться десятками школ городского подчинения, где созданы особые условия. А обычные школы? Мы же понимаем, как они работают.
Вот ставится вопрос о «Нашей новой школе» — центральный вопрос, по которому надо утверждать систему мероприятий. А в этом огромном городе, где 1500 школ и 150 тысяч учителей — тех людей и те учебные заведения, которые способны воспринять идеи президентской инициативы, по пальцам можно пересчитать. Ни педагогический корпус, ни школьные администраторы к этому не готовы. Делать надо очень многое, а для этого принимать продуманные, а не парадные решения.
— С чего же начинать?
— Главная позиция — кадры. Нужна их переподготовка, повышение квалификации, причем не в той системе переподготовки учителей, которая действует сегодня. Как в условиях нормативно-подушевого финансирования деньги следуют за школьником, так и за учителем они должны следовать — надо дать ему ваучер на переподготовку, а куда уж он пойдет повышать квалификацию — его дело. Дайте учителю право самостоятельно решить: если он химик, может, он в Менделеевку пойдет или в МГУ. Вместо этого в Москве — классическая советская система, когда все учителя идут в Московский институт открытого образования.
— Как работники московского образования отнеслись к назначению Исаака Калины?
— Они понимают, что он, во-первых, очень опытный человек, а, во-вторых, новый для Москвы человек, и это дает ему преимущества. Он пришел из образовательной среды, которую никогда не покидал. Ему хватило одного часа, чтобы понять, что происходило в Москве последние три года, достаточно деликатно оставить эту эпоху в прошлом. На членов коллегии это произвело вдохновляющее впечатление.
За что только не приходится отвечать современному учителю. Масштабы ответственности педагога поражают! Несмотря на то, что в должностных инструкция учителей прописаны порой довольно стандартные обязанности, на деле они отвечают и за внешний вид ребенка, и за его поведение вне школьных стен во время проведения внеклассных мероприятий, за сохранность его ценностей также отвечает педагог! Современные дети все чаще носят в школу уже не только неодобряемые серьги, браслеты, золотые украшения, но и гламурные телефоны, дорогие нетбуки и прочие ценности. По логике, за этим должны следить родители, но на деле с вопросом ответственности чаще сталкиваются учителя.