Школьные новости

суббота
17 марта, 2018

Низиенко: дошкольное образование – это не только детские сады

9 декабря 2010

Версия для печати

Размер шрифта

Очередь в детские сады по всей стране – 1,7 миллиона человек. Как государство решает проблему доступности дошкольного образования, какие альтернативы существуют традиционным детским садам, в интервью РИА Новости рассказала директор департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко.

 

- Елена Леонидовна, в чем причина больших очередей в детские сады?

- Причину надо искать в начале 1990-х годов, когда по всей стране детские сады закрывались из-за демографического спада. Вместо того, чтобы сохранить здания в системе образования – размещать там начальные школы или учреждения дополнительного образования, их передавали структурам другого профиля, государственным и частным. Сейчас, когда детей рождается больше, их сложно или вообще невозможно вернуть.

- Но ведь можно строить новые детские сады, развивать альтернативные формы дошкольного образования.

- Чтобы ликвидировать очередь в 1,7 миллиона человек, нужно построить порядка 17 тысяч детских садов, а это нереально.

Но есть другие возможности для сокращения очередей. Так, освобождаются площади в школах – почему не использовать их для старших групп дошкольных учреждений? Есть учреждения дополнительного образования, где можно организовывать группы кратковременного пребывания. Нормативные документы позволяют открывать частные детские сады, семейные группы на дому, консультационные пункты для мам с малышами, школы раннего развития, центры игровой поддержки ребенка…

- Почему все эти новшества не настолько распространены, чтобы сократить очередь?

- Главная причина в том, что и у родителей, и у работников муниципалитетов, в ведении которых находятся детсады, срабатывает стереотип: если получать дошкольное образование, то только в детском саду! Альтернативные формы зачастую всерьез не рассматриваются ни потребителями, ни организаторами дошкольного образования.

Обычно муниципалитеты объясняют свое бездействие отсутствием денег. Но в некоторых регионах власти находят возможности стимулировать муниципалитеты – например, в Тамбовской области выделяются гранты на развитие дошкольного образования.

- А какие меры планируются на федеральном уровне?

- В рамках нацпроекта "Образование" в 2011 году будут поддержаны 16 муниципалитетов (по 2 в каждом федеральном округе – городской и сельский), где не менее 90% детей посещают дошкольные образовательные учреждения и примерно 100% охвачены предшкольной подготовкой. Мы подтянем их до уровня, близкого к идеальному.

А в течение 2012-2013 годов команды из всех 2,5 тысяч муниципалитетов страны пройдут стажировку на этих площадках. В команды войдут представители муниципальных администраций и сотрудники детсадов. По итогам стажировки они должны будут разработать программу развития дошкольного образования в своей местности. Мы ожидаем от этого эффект мультипликации – как в бизнес-инкубаторе: люди увидят пути решения проблемы доступности образования с помощью минимальных ресурсов.

- Проводится ли организационно-экономическая реформа в дошкольном образовании?

- По заказу Минобрнауки Федеральный институт развития образования адаптировал финансово-экономические механизмы, доказавшие свою эффективность в школах, к дошкольному образованию. Это, прежде всего, нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда. Сегодня ясно, как формировать норматив дошкольного учреждения, какие виды работ выполняет воспитатель и как они должны оплачиваться. Особенно важно, что разные категории детей в разных дошкольных учреждениях могут получать разные услуги, и важно адекватно оценивать стоимость каждой услуги. Один ребенок приходит в группу кратковременного пребывания, другой – в детсаду круглосуточно, третьему нужна коррекционная программа.

В соответствии с 83-м федеральным законом (о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений) дошкольным учреждениям придется работать в условиях юридической и финансовой самостоятельности.

- Что может измениться в дошкольном образовании в связи с принятием интегрированного закона "Об образовании"?

- В новом законе дошкольное образование предполагается сделать первой ступенью системы непрерывного образования.

В связи с этим ведется дискуссия, должен ли выпускник детского сада демонстрировать те или иные результаты. Сейчас неясно, что должно дать ребенку дошкольное образование: требования к структуре программы и условиям ее реализации есть, а к результатам ее освоения – нет. Родители, как правило, хотят, чтобы в детском саду ребенка научили писать, читать и считать, хотя как раз этому ребенка учить здесь не должны.

- А чему должны?

- Работники дошкольных учреждений должны осознавать свою ответственность за то, чтобы у ребенка была развита мелкая моторика, чтобы он научился адаптироваться и общаться в детском коллективе, познавать новое в игровой деятельности, общаться с взрослыми, в том числе незнакомыми.

  


А знаете ли вы, что несмотря на удобство и быстроту постройки домов из новых строительных материалов, эксперты считают что предпочтительнее выбирать дом из бревна? Это намного надежнее и более верный выбор, так как только такие дома могут стать настоящими "семейными гнездами".

 

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.