— Уже на первом году жизни можно визуально определить есть ли тяжелые пороки развития у вашего ребенка, — говорит заведующая Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии (РПМПК) Марьям Мирсаяпова. – Но иногда родители впервые узнают об умственном недоразвитии своего чада только из заключения наших специалистов, когда возраст ребенка уже достиг шести-восьми лет. И, конечно, такое известие становится шоком для взрослых.
По словам Марьям Аминовны, они не способны адекватно оценить ситуацию и ответить на вопрос «Что делать?». В этот момент их больше занимают вопросы: «За что?», «Кто виноват?».
Здесь на помощь приходят специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, которых в Башкортостане на сегодняшний день 16. Они обслуживают почти миллионное детское население. В своей работе специалисты этих служб много времени уделяют просветительской работе с родителями. Правда, как призналась Марьям Мирсаяпова, не всегда находят взаимопонимание с их стороны.
— Мамы и папы опасаются, что их ребенку поставят "диагноз", связанный с серьезным заболеванием, — считает Марьям Аминовна. — И, конечно же, думают, что это "крест" на всю жизнь. Наша задача — информировать родителей о выборе верного образовательного маршрута, учитывая, в первую очередь, интересы ребенка.
В сложившейся ситуации перед взрослыми два пути – либо ребенок остается в семье и обучается в школе по месту жительства, либо его устраивают в одно из 28 коррекционных учреждений VIII вида.
— При первом варианте — ребенок с легкой умственной отсталостью остается в общеобразовательной школе среди 28-30 интеллектуально сохранных одноклассников и обучается по программе VIII вида, — говорит Марьям Мирсаяпова. – Однако все внимание учителя отдано 28 детям, а наш ученик получает его урывками, между делом. Коррекционная направленность, трудовое воспитание, профориентация, социализация — всего этого, к сожалению, ребенок лишается. При втором варианте — родители устраивают ребенка в коррекционную школу VIII вида, где он обучается среди 12-15 сверстников, имеющих аналогичное заключение.
Как подчеркнула Марьям Мирсаяпова, основной целью специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достигается она благодаря всей системе коррекционной учебно-воспитательной работы в школе, направленной на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности умственно отсталых детей, формирование и восстановление их социального статуса путем реабилитационных мер.
К примеру, в уфимской коррекционной общеобразовательной школе-интернате N63 ребята получают не только теоретические знания, но и приобретают профессионально-трудовую ориентацию по разным профилям. В школе оборудованы мастерские: швейная, столярная, обувная, вязальная, по парикмахерскому и декоративно-прикладному искусству. Причем, как отметила Марьям Мирсаяпова, современные средства производства ребята осваивают уверенно.
— Они сами издают школьный альманах — набирают тексты, сканируют фотографии, верстают страницы, распечатывают издания.
На занятиях в столярной мастерской ребята учатся ремонтировать мебель, изготавливать предметы домашнего обихода. Есть ручной труд, где ученики обучаются навыкам вязания, плетения макраме, работе с природным материалом. На занятиях по обувному делу воспитанники ремонтируют обувь малоимущих жильцов близлежащих домов, не только осваивая полезную профессию, но и убеждаясь в важности своего дела.
В Белебеевской коррекционной общеобразовательной школе три вида профессионально-трудового обучения: столярное и швейное дело, сельскохозяйственный труд. По каждому профилю оборудованы мастерские.
— Сами программы специальной (коррекционной) школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, — говорит Марьям Аминовна. — Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Самое главное заключается в том, что коррекционные школы готовят своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. Так, например, по согласованию с Министерством образования РБ в этом учебном году коррекционная школа города Белебея заключила два договора о сотрудничестве — для основного контингента учащихся с государственным профессиональным лицеем N40 по профессиональной подготовке: мастер столярно-плотницких и паркетных работ, оператор швейного оборудования.
Для учащихся со сложной структурой дефекта 10-12 классов, имеющих тяжелую степень умственной отсталости — с управляющей компанией «Жилищно-коммунальный сервис» об организации трудовой практики по профилю «Рабочий по комплексному санитарному содержанию придомовой территории, здания и служебных помещений». По результатам о6учения будет выдан документ государственного или установленного образца.
Кроме этого, в школе действуют различные кружки и факультативы — «Мастерица», «Вязание», «Тестопластика», «Геометрическая резьба», «Юные таланты», «Ансамбль ложкарей», «Хор», «Веселые нотки», «Элементы информатики». Изделия, изготовленные учениками, неоднократно занимали призовые места на республиканских выставках.
— Решение о том, где будет учиться ребенок, принимают родители, — подчеркнула Марьям Мирсаяпова.
— Важно вовремя услышать мнение специалистов. В интересах будущего жизнеустройства вашего ребенка он должен обучаться там, где созданы условия для его дальнейшей социализации, т.е. в коррекционной школе. Хотя мы не отрицаем, что интеграция в образовательную среду детей с особыми потребностями возможна только при создании определенных условий – необходимо оснащение школ мастерскими, обеспечение кадрами дефектологов, достойная оплата труда.