Система образования сохраняет и аккумулирует интеллектуальный и культурный потенциал народа как непреходящую ценность и «золотой фонд» для подрастающих поколений.
Проблема заключается в преемственности накопленного духовного потенциала: сможет ли молодое поколение вывести страну из кризиса как духовного, так и экономического.
Острой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема воспитания. Отказ от прошлой идеологической направленности в системе образования, ее ценностей, традиций, методических подходов и практических наработок, от деятельности общественных организаций привел к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых, и воспитание как целенаправленная деятельность школы отошло на второй план.
Ситуация сейчас такова, что, разрушив старую систему образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации образовательных учреждений, что не всегда сопровождается повышением качества обучения.
Воспитательный процесс в системе школьного образования пущен на самотек и сводится зачастую к организации преимущественно развлекательных мероприятий школьников.
Задача первостепенной важности для всех педагогов, воспитателей – нравственное воспитание молодого поколения.
Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций.
В современной педагогической науке и инновационной практике разрабатываются различные направления и формы культуры воспитания. Важно научить школьников понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать на основе принципов толерантности, в духе уважения ко всем народам.
Воспитывая межнациональную толерантность, многие педагогические коллективы стремятся к тому, чтобы каждый учащийся знал историю, язык, литературу, традиции своего народа, сочетал чувство национальной гордости с уважением к человеку иной национальности, мог передавать и перенимать все лучшее, что создано каждым народом.
Сегодня школы все больше раскрывают свой национальный характер, развиваясь по трем направлениям – национальной, общероссийской и мировой культуры. «Диалог культур» в образовании – действенное условие и национального развития, и гармонизации межнациональных отношений.
Важно одно: если мы сформируем пресвященного человека XXI века, которого будут характеризовать стремление к образованию, многие проблемы века станут не такими значительными. С другой стороны, сам процесс образования должен стать на другую, совершенно новую дорогу, которая сможет вывести личность на высоту требований современного века.
Учитель татарского языка и литературы МБОУ «Гимназия №4» г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Ануфриева Илмира Хатмулловна.