Людмила Витальевна обучает школьников по особому методу. Свою программу учительница назвала «Деятельностным подходом в обучении физике».
- Людмила Витальевна, скажите, что значит деятельностный подход в обучении?
- Деятельностный подход подразумевает усвоение школьниками содержания обучения в процессе их собственной практической деятельности. Одним из примеров вовлечения учеников в процесс деятельности может послужить самый простой вид групповой работы – работа в парах. Известно, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Эти возможности и предоставляются учащимся при групповой работе на уроке. Этот подход хорош еще и тем, что в процесс обучения вовлекаются все ученики без исключения. То есть не возникает ситуаций, когда один школьник учится налегке, другой – постоянно погружен в попытки осилить непосильное.
- Как правильно вовлечь учеников в такой процесс?
- Для начала необходимо освободить учеников от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Нередко именно эта причина является «движущей силой» сегодняшнего обучения. Я считаю, что большим стимулом учения может стать лишь положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно.
- Но ведь одной моральной поддержки, наверно, мало?
- Вы правы: мало. Нужно также выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться физике?»), обучить способам ее осуществления («как учиться физике?»). Я уверена, что можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности.
- Как Вы используете этот подход на уроках физики?
- Например, при выполнении лабораторных работ в 8-м классе по теме «Электрические явления» паре учащихся предлагается собрать электрическую цепь, добиться цели работы и предоставить учителю вывод в форме диалога между парой учащихся. При этом учитывается не только умение записать полученный вывод, но и умение объяснить, как этот вывод получен.
- То есть ученики работают только в парах? Или они могут консультироваться друг с другом?
- Я разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопросы мне или учащимся с соседней парты. Убежденность в правильности выводов приносит учащимся моральное удовлетворение, а мне как учителю - уверенность в результативности урока.
В процессе деятельности каждый ученик класса получает возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этих знаний, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом может еще и выступить в роли эксперта.
- Какие нюансы нужно учитывать на таком уроке?
- Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате почувствовал собственный рост («додумался!», «как же я раньше до этого не дошёл!», «да это же совсем просто!» и т.п.). Очень важным в такой деятельности, несомненно, является и то, что дети видят во мне надежного помощника, доверяют, идут навстречу моим требованиям и установкам и верят в свои силы, в возможность достижения наилучших результатов.
- Уже есть значимые положительные результаты?
- Конечно. В процессе такой работы как минимум половина учащихся класса одновременно учится говорить, видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя свои знания. Другой положительный момент: во время работы группы я оцениваю не только отвечающего, но и задающего вопросы, что способствует хорошей динамике оценок в классе.
Кроме того, исключено появление неудовлетворительных оценок, учащиеся чувствуют себя уверенно и комфортно.
Убеждена, что при правильной организации и системности работы ученики приобретают не только опыт конструктивного общения, формируют коммуникативные навыки, что само по себе очень важно, но и обретают более качественные знания по предмету. Физику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся основную часть урока так и остается наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Примечание: Людмила Витальевна Файзуллина, учитель физики Школы №80 Уфы