Администрация современной школы строит свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить оптимальное функционирование всех систем образовательного учреждения, чтобы подниматься на более высокий уровень развития.
Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе технологического подхода. Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, позволяющих получать результат при наименьших затратах сил, средств, времени.
1. Технологическая цепочка управленческой деятельности:
2. Диагностика (анализ деятельности школы)
3. Целеполагание (отдаленные и близкие цели)
4. Прогнозирование (предвидение будущих потребностей, тенденций развития, возможных последствий)
5. Проектирование (создание концепции, программы развития)
6. Конструирование (разработка направлений и конкретного содержания деятельности)
7. Педагогическая коммуникация (общение, сотрудничество, оценка деятельности)
8. Организация (распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)
9. Результат
10. Диагностика, коррекция, регулирование (контроль, оценка).
Воспитание – это управление процессом развития личности. Важнейшие этапы этого управления: проектирование, реализация, контроль и анализ.
Проектировочная деятельность – это процесс прогнозирования развития школьного детского коллектива и определение стратегии учебно-воспитательного процесс и воспитательной работы.
Внутришкольная документация по вопросам воспитания – условие целенаправленного развития самобытной воспитательной системы школы.
В средней общеобразовательной школе для организации воспитательного процесса нами разработана следующая модель ведения документации. В первую очередь, это должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, старшего вожатого, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, педагога дополнительного образования. Все они основаны на таких разделах, как общие положения, функциональные обязанности, должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения. В последнем разделе конкретизируются вопросы отчетности и контроля.
Концепция воспитания – это ведущий замысел, отражающий цели, принципы, содержание и способы целостной организации воспитательного процесса. Результатом реализации концепции развития школы должно стать создание образа выпускника школы. Формируя образ выпускника нашей школы, мы исходим из того, что не может быть единых требований к каждому выпускнику, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека. Тем не менее, мы попытались «нарисовать» примерный образ выпускника школы. В нашем понимании выпускник школы это –
• Личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех;
• Человек, овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей Родины;
• Человек, воспитанный на основе нравственных традиций народов Республики Башкортостан;• Человек, наделенный глубокими и прочными знаниями;
• Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования;
• Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием;
• Человек свободный, осознающий свои права, признающий права других людей;
• Человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в физическом совершенствовании.
Комплексная и целевые воспитательные программы определяют основные направления воспитательной деятельности. Воспитательную деятельность также регулируют локальные акты, которые являются приложением и дополнением к уставу школы. Это такие положения, как:
- Положение о порядке выборов членов управляющего совета
- Положение о порядке создания и организации деятельности управляющего совета
- Положение о родительских собраниях
- Положение о методическом объединении классных руководителей
- Положение о классном руководстве
- Правила для учащихся
- Положение о детской общественной организации «Звездоград»
- Положение о совете ученического самоуправления
- Положение об органах ученического самоуправления в детской общественной организации «Звездоград»
- Положение о соревновании классов
- Положение о портфолио класса
- Закон о выборах
- Положение о проведении внеурочных мероприятий
Особое место в организации воспитательного процесса занимает план воспитательной работы. План — важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших. План воспитательной работы – это последовательная реализация задач, поставленных перед школой на учебный год. На 2010-2011 учебный год педагогический коллектив школы поставил перед собой такие цели и задачи:
- цель воспитательной деятельности - подготовка учащихся к самостоятельной деятельности, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить;
- задачи воспитательной деятельности -
Процесс воспитания учащихся в нашем образовательном учреждении включает в себя следующие модули:
План воспитательной работы ориентирован и на получение таких умений и навыков, которые необходимы молодому человеку в процесс социализации и самоопределения, - знание и понимание себя, знание и понимание других людей, умение совершенствоваться, осмысление и возможность изменения своего жизненного пути.
Система общешкольной воспитательной работы не всегда позволяет решать проблемы конкретного ребенка и конкретного ученического коллектива. Разрабатывая данную стратегию, мы стремимся к тому, чтобы основные направления системы воспитательной работы включали в себя как составную часть систему воспитательной работы в классе, а каждому ребенку давали возможность для самореализации и саморазвития.
Во всех ее мероприятиях учитель и ученик являются партнерами, но с инициативой подумать над чаще выступает педагог. Однако приоритетное право выбора и интерпретации своего предложения он предоставляет ученикам. В результате совместного осмысления проблем, связанных с формированием личности, в течение года постепенно складывается образ ученика и «автопортрет» класса.
Быть классным руководителем – значит, нести ответственность за жизнь, здоровье детей, за развитие их как личности, нести ответственность перед детьми, перед родителями, перед собой. Он должен осознавать это и знать, к чему он стремится. Для того, чтобы классный руководитель достигал высоких результатов в работе, необходимо совершенствовать его проектную и аналитическую деятельность, которая как раз и отражена в планах воспитательной работы и программах воспитания.
Для организации жизнедеятельности классных коллективов и школы создано методическое объединение классных руководителей. Задачами деятельности МО классных руководителей являются:
При планировании работы методического объединения классных руководителей необходимо учитывать:
1. нормативные документы;
2. проблемы воспитания, стоящие в центре внимания всех отделов образования;
3. анализ и оценку реального состояния воспитательной работы;
4. уровень воспитанности учащихся;
5. проблемы в организации воспитательного процесса;
6. определение основных направлений воспитательной работы и путей их реализации;
7. роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи, в чем сущность педагогического сопровождения семейного воспитания и его место в деятельности классного руководителя.
В 2008 году была создана детская общественная организация «Звездоград».
Команда актива формируется на выборной основе. Выборы проводятся в соответствии с положением, которое представляет один из документов нормативно-правовой базы ученического самоуправления, определенных коллективом школы. Члены Совета лидеров активно участвуют не только в школьных органах самоуправления, но и в работе управляющего совета школы.
Честная работа педагогов в ученическом самоуправлении положительно сказывается и на общественной жизни школы, и на учебном процесс (основном и дополнительном). В школьном самоуправлении у детей появляется собственная сфера ответственности и возможность прочувствовать настоящую жизнь «здесь» и «сейчас».
В отличие от учебных программ, программу воспитания обязаны знать все педагоги школы, более того, все ее сотрудники. Только конкретное содержание взаимодействия детей и взрослых может сделать школьную жизнь интересной, радостной, в которой каждый ребенок найдет свое место. А значит, цели и задачи воспитания будут достигнуты.
Однако не хотелось бы ставить точку с пафосным настроением. Проблем и нерешенных задач в организации воспитательной работы остается еще много. Они связаны, в основном, с тем, что отсутствуют курсы повышения квалификации для заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей. Опасным становится доминирующий взгляд на систему образования как на сферу услуг. Возвращение к воспитательной теме произошло еще не так давно. Самое главное, что общество и государство осознали ее важность.
Шамсуарова Марина Васильевна, зам. директора по воспитательной работе
МОУ СОШ №87 г.Уфа