Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям. Если родители жалуются на плохое поведение ребенка, то «исправляться» должен не он один.
Если ребенок стал доставлять массу огорчений, то бесполезно показывать его разным «специалистам», не стремясь одновременно изменить общую обстановку в семье.
Консультативная работа с родителями представляет собой важную, сложную и необходимую часть деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. Эффективность консультативной деятельности во многом зависит от проведения диагностического этапа, который позволяет определить содержание и формы последующей совместной работы педагога-психолога и родителей.
Дошкольный возраст открывается кризисом с трех лет. Сдвиг в развитии происходит по оси социальных отношений. Меняются социальная позиция ребенка, его отношение к окружающим людям, к родителям, к самому себе. В связи с возрастающими возможностями, повышением стремления к самостоятельности начинается эмансипация от родителей. Однако ребенок все еще испытывает зависимость от окружающих его людей, он должен считаться с их требованиями. Возникает конфликт между стремлением действовать сообразно собственному желанию и согласно требованиям взрослого. Главное, никогда не забывайте про права ребенка. При правильной позиции взрослых (предоставление ребенку необходимой самостоятельности) разрешение кризиса происходит путём нахождения ребенком нового места в системе социальных отношений и формирования у него готовности к новой общественно значимой деятельности. Так выглядит благополучное психическое развитие ребенка.
Если же процесс воспитания в семье нарушен, и конфликтные тенденции критического периода не разрешаются, то и не происходит перехода к стабильному периоду. Всё дальнейшее развитие приобретает характер кризисного, критического: неразрешенные внутренние конфликты порождают искажения в развитии и дифференцировании самосознания, начинают выполнять неадекватную защитную компенсаторную роль (например, агрессия, негативизм), приводя к ситуации «закрепления Я» ребенка, ограничивая расширение его опыта, тормозя развитие личностных качеств, вызывая ряд дисгармоний в области психического развития и определяя дезадаптивное поведение.
Предлагаемую диагностическую программу рекомендуется применять при обращении родителей за консультацией. Основная причина обращения – наличие явлений дезадаптации в поведении детей («Наша дочь стала очень капризной», «Мой сын с трудом вступает в контакт со взрослыми и детьми», «Наш сын на все говорит «нет», дерется, может вдруг броситься на мать с яростью, любит делать назло»).
Классификация проявлений дезадаптации у детей:
• упрямство, негативизм;
• амбивалентность к родителем;
• трудности контактов со сверстниками;
• трудности контактов со взрослыми;
• отказ от посещения детского сада;
• проявляемые страхи (одиночества, темноты, незнакомой обстановки и др.);
• ревность к другим детям в семье;
• повышенная возбудимость, гиперактивность;
• повышенная заторможенность, пассивность.
Многими авторами изучались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Наиболее активно разрабатывалась эта проблема в рамках отечественных клинико-психологических исследований. Были выделены неблагоприятные факторы воспитания, внутрисемейной атмосферы, сопутствующие развитию у ребенка приневротических форм поведения, которые в дальнейшем могут привести к неврозу. Они разделяются по типу воспитания и видам родительского контроля. Э.Г. Эйдемиллер (1980) выделил типы и причины нарушений семейного воспитания детей.
В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев (1977) считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению невротических реакций у детей, является неправильное воспитание. Эти авторы выделяют три типа неправильного воспитания: отвергающее (неприятие), гиперсоциализирующее (чрезмерная озабоченность), эгоцентрическое. Кроме того, необходима работа с родителями. Диагностическая программа позволяет выявить особенности воспитания, которые приводят к дезадаптации детей, к отклонениям в развитии личности ребенка, являются предпосылками появления невротических реакций.
Данная программа активизирует родителей на самостоятельную психологическую работу. Диагностика превращается в самодиагностику: у её участников появляется интерес к самоизучению, к анализу собственных психологических качеств и особенностей личности (например, при использовании проективных рисуночных методик). Программа рассчитана на использование в практике образовательного учреждения.
Изучение особенностей семейного воспитания для последующего учёта при планировании и проведении психолого-педагогической работы с детьми.
Создание у родителей активной установки на психокоррекционную работу.
Изучение психологического климата в семье, родительских установок и позиций по отношению к детям, нуждающихся в коррекционной работе.
Определение причин неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения у детей.
Ознакомление родителей с проблемами и нуждами ребенка.
Программа дает возможность родителям осознать причину дезадаптивного поведения ребенка и психологически подготовиться к дальнейшей коррекционной работе.