Школа

суббота
17 марта, 2018

Вокальная работа с одарёнными детьми

Автор: Богданова Галина Евгеньевна, учитель музыки, МОУ СОШ «74»
17 октября 2013

Версия для печати

Размер шрифта

В детстве многие дети талантливы. В творчестве школьник есть нечто ценное и индивидуальное.

 

Придя в школу очень важно, какой рядом учитель, какое социальное пространство, какая семья. Человек не рождается личностью, он становиться ею, овладевая общественной культурой, приобретая знания и усваивая социальный опыт. Всестороннее развитие личности - сложный, многоплановый процесс, требующий комплексного изучения и решения целого ряда проблем. Одна из них – это обучение и воспитание одаренного, способного ученика российской школы. Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной.

 

Все дети любят петь, и свою задачу я вижу в том, чтобы научить петь правильно и красиво. Пение – одна из самых активных и доступных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребёнка, пение несёт в себе колоссальный воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплочённости коллектива, личной ответственности за общий результат. И у него есть свои требования. Уже более десяти лет в нашей школе существует младший хор «Ручеёк», который ежегодно занимает призовые места. Более старшие дети занимаются в вокальных группах. Это группа «Нюанс» (13-14 лет), неоднократно побеждавшая в вокальных конкурсах и группа «Веснушки» (10-12 лет). Занятия с вокальной группой в нашей школе проводятся с периодичностью, два раза в неделю. Набор в вокальные группы осуществляется по итогам диагностики музыкальных данных. В игровой форме проверяется уровень развития музыкального слуха каждого ребенка. В первую очередь, нужно выявить и зафиксировать следующие показатели музыкального развития детей: диапазон голоса и качество интонирования.

 

Практика показывает, что нормальное, красивое, физиологически целесообразное звучание детских голосов вполне достижимо у каждого здорового школьника. Основное отличие в результатах заключается в том, что у вокально одарённых учащихся чаще замечается особая яркость, полётность голоса, его физическая сила. Необходимо учитывать, не скован ли ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности.

 


Задачи вокальной группы:

1. Формирование устойчивого интереса к пению

2. Обучение выразительному пению

3. Обучение певческим навыкам

4. Развитие слуха и голоса детей

5. Формирование голосового аппарата

6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей

 

Учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве – с каждым учащимся, который записан в вокальную группу, занимаюсь индивидуально. Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише.

 

Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекаются необходимые традиционные приемы: предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слов. Специальное внимание уделяется чистоте интонирования и певческому дыханию. Одним из важных условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки: прямое, без напряжения, положение корпуса и головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, легкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные вниз (или лежащие на коленях) руки.

 

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание, которое требует выработки навыков бесшумного вдоха соответствующего характеру и темпу песни. Брать дыхание рекомендуется через нос. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха. Необходимо, чтобы дети дышали спокойно, бесшумно, чтобы распределяли выдох до конца слова или небольшой фразы. У детей этого возраста увеличивается объём лёгких, дыхание становится более глубоким, что позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным.

 

Певческое дыхание вырабатывается в процессе самого пения песен, попевок, также можно использовать специальные упражнения. В работе с детьми большое внимание уделяется распеванию, то есть разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. В работе используются как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые. При исполнении подобных упражнений создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое, светлое звучание.

 

Движения под музыку занимают также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения – один из наиболее адекватных школьному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление. Детям младшего возраста ещё трудно понять, чего от них требуют, вот тут на помощь приходит игра. У младших школьников игра проходит как игра с движением и пением. У более старших - инсценировка песен. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения.

 

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

- пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

 

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретали вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.

 

Безусловно, заключительным этапом работы является концерт. Дети ждут его с нетерпением, волнением и радостью. Всегда выступают с огромным удовольствием. Мы не ограничиваемся только конкурсами. На протяжении нескольких лет мы организовываем благотворительные концерты для детей Городского социального приюта, выступаем в доме ветеранов работников УМПО и детском саду№59 «Пчёлка».

 

Необходимость развивать потребность в познании музыкального искусства, вокальных возможностей своей личности, умении понять глубину воздействия музыки на человека - все это является условием развития одаренности. Не стоит спорить с утверждением, что все дети талантливы. Так оно и есть. Просто на кого-то из них, как на нераскрывшийся цветок, раньше времени набросили обруч – не способен. Грош цена знаниям ради знаний, если нет чёткого понимания того, во имя чего они пополняются, какую службу они призваны сослужить для развития личности ребёнка.



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.