По мнению ректора национального исследовательского университета ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, возвращение к системе государственного заказа "не может даже обсуждаться". Причину он видит в том, что у государства нет предприятий, которые могли бы обеспечить такой заказ.
"Госзаказ предполагает, что мы гарантируем человеку работу, а сегодня 70-80% рынка труда - частный бизнес, о каком госзаказе здесь может идти речь", - отметил Кузьминов, добавив, что просчитать, сколько и каких специалистов может понадобиться через несколько лет, возможно только в рамках конкретных проектов.
"В целом по стране это бессмысленно, а те предприятия, которым понадобятся специалисты, сами заказывают конкретным учебным заведениям рабочую силу, заранее оплачивая такой заказ", - сказал ректор.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович считает, что государственное финансирование подготовки специалистов начального и среднего профобразования должно сочетаться и с другими методами. "Могли бы быть двухсторонние или трехсторонние соглашения, с участием самого обучаемого, тогда он мог бы при получении стипендии или дорогостоящих стажировок брать на себя обязательство по компенсации этих затрат через отработку на предприятии", - считает Лейбович.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович также полагает, что вернуть понятие госзаказа в учреждения начального и среднего профобразования нереально. "Там обучаются дети как минимум три года, а за четыре года, как минимум, должны определить потребность в рабочих местах, да еще и у частных предпринимателей. Нет такой структуры, которая сможет это сделать", - отметил проректор.
Он добавил, что ни один специалист не сможет спрогнозировать, какие профессии будут востребованы через четыре года, и кто знает, потребуется ли специалист, знающий что такое геоткань и как ее использовать. "Чтобы стратегически мыслить на четыре года вперед, это должно быть очень крупное и уверенно стоящее на ногах предприятие", - сказал Канторович.
Он предлагает вместо возвращения к мысли о госзаказе развивать идею "гарантированного трудоустройства". "Одна из проблем, связанная с начальным профобразованием, в том, что молодой человек выпускается с третьим разрядом, в лучшем случае, а рынку нужно не ниже пятого. Если мы сможем выпускать хотя бы пятый разряд, вообще не будет проблем с трудоустройством", - предлагает проректор.