В XXI веке информация обрушивается на нас со страшной силой. Информацию несут не только книги, но и радио, телевидение, Интернет. На чтение книг остаётся времени всё меньше.
Одно дело – читать на ночь для удовольствия. Тут скорость не нужна. Но другое дело – книги для студентов во время учёбы, для преподавателей, и вообще, много читать приходится тем, кто думает о своей квалификации. Здесь уже речь идёт о больших объемах литературы, которую нужно изучить в определённый срок. Какие факторы могут тормозить этот процесс?
1. Регрессия. Это непроизвольные движения глаз, периодически возвращающих Вас к кусочкам текста, которые прочитаны. При обычной скорости чтения в 500-750 знаков в минуту на 100 знаков приходится 10-15 возвратных движений. Повторное чтение текста рекомендуется лишь после его полного прочтения. По ходу текста могут проясниться вопросы, которые возникали.
2. Артикуляция. При чтении наши органы речи часто двигаются, хотя это мало заметно. Тем не менее, эти микродвижения значительно замедляют чтение. Привычка формируется с детства, когда мы учимся читать по слогам вслух. Привычку победить сложно, но шансы есть.
3. Малое поле зрения. При обычном медленном чтении участок текста, который фиксируется глазами за один раз, достаточно мал. Возможно, это всего лишь несколько слов. Взгляд чаще возвращается назад. Также много времени тратится на переход взгляда от конца одной строки к началу другой.
4. Отсутствие гибкости в приёмах чтения. Скорость чтения необходимо планировать в зависимости от целей, задач и установок.
5. Сниженное внимание, рассеянность. Приводит к ухудшению восприятия и запоминания текста. Мысли переключаются на посторонние темы, приходится перечитывать целые отрывки. Поэтому для ускорения чтения нужно тренироваться в умении концентрировать внимание. Также стоит позаботиться об условиях, устраняющих отвлекающие моменты.
Кроме того, на скрость чтения влияет тематика текста. Так текст по знакомой тематике как правило, читается на 15-20% быстрее и легче, а незнакомые текст медленнее. Это же относится и к сложности текста. Например, китайский словарь каждый из нас прочтет значительно медленее, чем русский толковый.
Таким образом, можно поработать над указанными «тормозящими» факторами. Тогда коэффициент полезного действия Вашего чтения будет ощутимо выше. А времени на проработку необходимого материала затратится гораздо меньше.