Ребенок – это не просто уменьшенная копия взрослого человека.
Малыш впитывает все новое подобно губке, его способность к восприятию и переработке информации в несколько раз выше, чем у взрослого. Но «побочным эффектом» такой восприимчивости является гиперчувствительность к стрессовым ситуациям, неспособность отсеивать негатив – он принимает в себя все, что получает от внешнего мира. Не раз вы были свидетелем, как ваш ребенок рыдает из-за мелочи, о существовании которой он не подозревал пять минут назад.
Школа для первоклассника – стресс в чистом виде. Почти все в ней отличается от его предшествующего опыта, даже если он посещал детский сад. И самое главное – предъявление требований, оценка его занятий на уроках. Именно страх получить низкую отметку превращает для многих первоклассников школу в место, где «все плохо». Если мы добавим к этому современные реалии начальных школ, где перегруженные учебными часами педагоги просто не способны уделить достаточное внимание своим ученикам, мы увидим, что ребенку в освоении нового для него места нужна серьезная и вдумчивая помощь родителей.
Прежде всего, за несколько месяцев до начала учебных занятий вам следует начать обучение ребенка азам письма, счета и других предметов, включенных в учебную программу первого класса. Постарайтесь сделать учебу интересной игрой, не забывая при этом о практическом результате – ребенок должен одновременно получать позитивные эмоции и усваивать полезные знания. Не следует чрезмерно хвалить или, наоборот, ругать его (и вообще, старайтесь не слишком часто оценивать результаты его творчества). С помощью этих занятий вы дадите своему ребенку возможность плавно войти в новый для него ритм жизни, а также «привьете вкус» к учебе, к познанию нового.
В первые несколько недель реакция на школу у маленького человека может быть полярной – от полного восторга (так здорово, классные ребята, учительница такая добрая, играем в кучу игр) до черной депрессии (все плохо, со мной никто не дружит, меня ругают). В любой ситуации главное для вас – не давить. Не ругать, не перехваливать, ни указывать. Лучшая линия поведения - спокойное и доброжелательное участие, которое снизит накал «зашкаливающих» эмоций.
Шквал восторга через некоторое время поутихнет, и если он превратится в здоровую детскую заинтересованность, значит все в порядке. Если же первой реакцией был негатив, и он продолжается, вам следует вмешаться. Сходите в школу (лучше, если вы сделали это до начала учебного года) и поговорите с учительницей. Иногда дело может быть в коллективе, иногда – в особенностях темперамента и уровня развития ребенка. В любом случае, не делайте из своего чада «козла отпущения» - упреки и угрозы не приведут ни к чему хорошему.
Помните, любую «школьную ситуацию» можно разрешить. Проявляйте участие и будьте с ребенком заодно – и вы увидите, что он найдет для себя удовольствие и радость в познании нового, подарив тем самым радость и вам, своим родителям.