Проект федерального государственного стандарта для старшей школы, вызвавший активную критику учительского и родительского сообщества, не будет внесен в Минобрнауки без достижения консенсуса, заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
"На сегодняшний день даже не стоит вопрос о его реальном внесении. Этот проект находится в обсуждении", - сказал министр, выступая в среду в Совете Федерации.
Фурсенко подчеркнул, что с 1 сентября 2013 года может начаться апробация нового стандарта в некоторых школах, а "в полной мере он будет задействован не раньше 2020 года".
Министр подтвердил, что, согласно проекту стандарта, четыре предмета действительно будут обязательными для всех старшеклассников. "Но они не в коей мере не являются основными", - подчеркнул Фурсенко. Он сравнил предметы ОБЖ и физкультура с гигиеническими навыками, которыми должен владеть каждый ребенок. "Нельзя же не учить ребенка чистить зубы, у него из-за этого будет хуже со здоровьем", - отметил глава Минобрнауки.
Проект федерального образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников, разработанный Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования, принципиально меняет подход к обучению в старшей школе. Главный принцип - возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие - более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета.
Разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа - это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа - иностранные языки, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета.
Кроме того, есть три предмета, для которых вариации будут невозможны. Это курс "Россия в мире", ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех. Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10. У учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.
Проведенный среди уфимских студентов опрос показал, что самое сложное задание для многих – это работа с чертежами и макетами зданий, вымышленных или реальных. Даже диплом не вызывает такого трепета, как чертежи, в которых должна быть учтена каждая профильная труба и каждый «винтик со шпунтиком». На втором месте трудностей – технические переводы с иностранных языков. На третьем – внезапные контрольные срезы по профильным дисциплинам, и только на четвертом – диплом, причем именно как работа над ним. Защита диплома оказалась на шестом месте, пропустив вперед государственные экзамены.