Интригующий заголовок не должен смутить искушенного читателя – речь пойдет о технологии обучения, которая создана в республике.
В образовании наступают непростые времена: учащиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а учителям все труднее организовать продуктивный учебный процесс в классе; мультимедийные технологии обрушивают на учащегося все увеличивающийся объем иллюстративного материала, а технология гипертекста лишь усложняет ситуацию; ЕГЭ и тестирование вынуждают перемещать акцент в обучении на запоминание учебного материала, как и общий незаметный пока возврат от развивающих технологий обучения к вынужденному запоминанию больших объемов информации.
У этой тревожной тенденции есть еще одна сторона: растет спрос на репетиторов, растет нагрузка на родителей, помогающих детям выполнять домашние задания, растет конкурентоспособность школ, еще способных обеспечивать хорошую подготовку учащихся.
В этой ситуации остается один, но самый главный и все еще малоиспользуемый ресурс – возможности самого обучающегося, которые можно активизировать и включить в работу с помощью дидактической многомерной технологии, разработанной в БГПУ им. М. Акмуллы (Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. – М.: Народное образование - 2002).
Естественно, что как и любая другая технология деятельности, она требует некоторых начальных усилий по ее освоению и повышает требования к качеству выполнения учебной деятельности. Такие же требования технология предъявляет и к педагогу, но при этом вручает ему в руки более совершенный инструмент деятельности – технологию проектирования занятий, активизирующих и использующих ресурсы интеллекта обучающегося.
Основные идеи Дидактической многомерной технологии достаточно просты: существует только одна альтернатива обучению, опирающемуся на механизмы запоминания, - это технология переработки знаний в процессе их восприятия и усвоения (вспомним педагогическую поговорку – «То, что я вывел, мне запоминать не надо»). Но «принудить», как сейчас принято выражаться, учащегося к «выводной» учебной деятельности крайне затруднительно извне, с помощью традиционных стимулов.
То есть необходимо включить мотивацию к обучению изнутри, но это возможно только в том случае, если обучающийся будет способен преодолевать познавательные барьеры непонимания учебного материала, добиваться положительных результатов в обучении и ощущать себя личностью. Добиться этого оказалось возможным с помощью новых дидактических многомерных инструментов, помогающих на основных этапах учебного процесса: восприятие знаний, их осмысление и фиксация, воспроизведение и применение.
Помогающих обучающемуся выполнять самые трудные, но и самые важные элементы «выводной» технологии - анализа и синтеза знаний, благодаря чему формируется способность учащихся все более самостоятельно и более эффективно выполнять учебную деятельность.
Внешне простые идеи Дидактической многомерной технологии, тем не менее, потребовали трудоемкого и длительного поиска специальных решений: каким образом «встроить» операции анализа и синтеза знаний в наглядные дидактические средства и убрать из учебного процесса устные пояснения и инструкции по их выполнению? какая графическая форма дидактических средств окажется визуально удобной для восприятия и работы с ними? каким образом обеспечить применение дидактических средств как в традиционном – «бумажном» - исполнении, так и в компьютерном?
Поиск пришлось вести в непривычных, далеких от традиционной педагогики областях, например в качестве искомых графических форм новых дидактических инструментов наиболее полезным оказалось «послание» далеких предков в форме восьмилучевых знаков-символов наиболее важных событий и явлений жизни различных народов нашей Земли.
Число координат в инструментах - логико-смысловых моделях равно восьми, что соответствует эмпирическому опыту человека (четыре основных направления: «вперед – назад – вправо - влево» и четыре промежуточных направления), а также научному опыту (четыре основных направления: «север – юг – запад – восток» и четыре промежуточных направления).
Заметим, что число восемь всегда привлекало внимание людей, например: магическое колесо индейцев, символизирующее вселенную, имеет восемь сторон-направлений (четыре главных и четыре второстепенных); восьмизначность — космологическое понятие древних религиозных центров: египетско¬го города Хемену и греческого города Гермополис (города восьми); великая игра шахматы — события игры разворачиваются по зако¬нам восьмерки: шахматное поле четырехугольное, на каждой стороне восемь клеток, общее их количестве равно шестидесяти четырем и т.д.
Разработанные в «солярной» графике дидактические многомерные инструменты содержат структурированный набор понятий по изучаемой теме в виде семантически связной системы, эффективно воспринимаемой и фиксируемой мышлением человека, так как вся конструкция обретает образно-понятийные свойства, что облегчает целостное восприятие ее правым полушарием и оперирование левым.
Благодаря тому, что новые дидактические инструменты наделены образно-понятийными свойствами, дидактическая многомерная технология позволила восстановить роль более ранней исторически и информационно более мощной первой сигнальной системы, уравнять ее в правах с тонкой аналитичной второй сигнальной системой при выполнении моделирующей деятельности, и ответить тем самым на вызов времени - повышение плотности информационных потоков, сложности их переработки и презентации как в учебной, так и в профессиональной видах деятельности.
Областью применения инструментов – логико-смысловых моделей (ЛСМ) являются практически все традиционные и новые технологии обучения, в составе которых всегда присутствует текстовая информация и речевая форма познавательной деятельности, что обусловливает необходимость представления знаний на естественном языке. ЛСМ применяются в педагогическом проектировании занятий и инновационной деятельности для моделирования дидактических объектов на естественном языке, в различных научных исследованиях и разработках.
При проектировании занятий в содержание темы включаются, например: цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, сценарий и способы изучения, содержание и гуманитарный фон изучаемой темы и т.д.
В проектируемых дидактических инструментах для обеспечения унификации целесообразно использовать типо¬вые координаты, например: цель: учебные, воспитательные и развивающие задачи; результат: зна¬ния и умения по указан¬ной теме; познавательные, переживательные и оценочные результаты учебной деятельности; состав темы: научное знание, гуманитарный фон научного знания и др.; процесс: ори¬енти¬ровочные основы и алгоритмоподобные структуры действий, модели и т.п.
Проектируемые занятия удается выполнить более развивающими, если используются соответствующие компоненты: этимологический - происхождение основного понятия, его представление в культуре разных народов мира; исторический - зарождение изучаемого знания, его развитие и современное состояние; прагматический - прикладное значение изучаемого знания для человека, общества, природы; культурологический - отражение изучаемого знания в искусстве, религии, культуре; а также межпредметные связи по теме занятия.
Опытно-экспериментальная работа в учреждениях общего и профессионального образования подтвердила универсальный характер ЛСМ, их способность понижать познавательные затруднения учащихся, формировать продуктивные структуры мышления благодаря инструментальной модернизации ряда традиционных педагогических подходов (Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактичес¬кого и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005).
Например, в контексте развивающего обучения (В.В. Давыдов) познавательные учебные умения и деятельность ученика дополнены эмоционально-образными и оценочными умениями и действиям и, которые совместно обеспечивают развивающий эффект.
В процессе изучения перспективной идеи укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев), были созданы содержательно полные дидактические инварианты физических знаний, представляющих целостную картину из теоретических положений изучаемого раздела предмета, их материальной реализации и практических приложений. Создан первый клинико-диагностико-дидактический комплекс ортопедической стоматологии и обширный комплекс моделей по физиотерапии в клинике внутренних болезней.
Применение дидактических многомерных инструментов в учреждениях дошкольного образования и в начальном звене общеобразовательной школы требует использования подкрепляющих ассоциативно-изобразительных элементов моделей, пиктограмм и т.п.
Освоение дидактических многомерных инструментов затрагивает эмоционально-волевую сферу психики учащихся, включает в деятельность эстетические и оценочные компоненты мышления, активизирует творческое воображение, для поддержки которого необходим особый «гуманитарный фон» технологии: средства развития творческого воображения, формирования ощущений парадокса и юмора, а также функциональные фонохрестоматии.
Итогами технологического эксперимента по освоению дидактической многомерной технологии являются не только экспериментальные занятия, отвечающие девизу «умный, нескучный и добрый урок», но и опубликование результатов эксперимента в виде учебно-методического пособия или статьи в педагогической прессе.
Они востребованы педагогами и выполняет важную обучающую функцию образцов для подражания на начальном этапе освоения дидактических инструментов, а также включаются стихийно или целенаправленно в условную «технологическую память» образования.
Поисковые исследования Дидактической многомерной технологии и ее применения в сетевых кейс-технологиях (Совместный проект ГОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы и Министерства образования Республики Башкортостан «Сетевая опытно-экспериментальная площадка «Дидактическая многомерная технология и дидактический дизайн в профессионально-педагогическом образовании Республики Башкортостан».
В сборнике «Реализация приоритетного национального проекта «Образование»». Уфа: МО РБ – 2008) выполняются Научной лабораторией «Дидактический дизайн в профессионально-педагогическом образовании» УрО РАО и БГПУ им. М. Акмуллы и Уральского отделения Российской академии образования (Тема 20. НИР УрО РАО Теория и практика инструментальной дидактики (Подпрограмма «Развитие фундаментальных педагогических и психологических исследований и научных школ в образовании Уральского региона»).
Апробация проводилась в течение ряда лет на базе общеобразовательных и профессиональных учреждений региона, результаты исследований подвергались научной и общественной экспертизе в 2003 г. (Диплом УрО РАО, г. Екатеринбург), 2008 г. (Диплом и Приз «Инноватика в образовании», г. Москва) и 2009 г. (Диплом и золотая медаль ВВЦ, г. Москва).
Искушенный читатель, прочтя эту статью, может в порядке эксперимента прогуляться по Интернету, введя в поисковую машину ключевые слова логико-смысловые модели или аббревиатуру ЛСМ, чтобы познакомиться с теми педагогами и учебными заведениями, которые, в свою очередь, уже знакомы с представленной технологией.
Штейнберг Валерий Эмануилович -кандидат технических наук, кандидат и доктор педагогических наук, Заслуженный изобретатель РБ, лауреат премии УрО РАО, ч.-к. АПО, академик АПСН,
Автор ряда книг по инструментальной дидактике:
Дидактическая многомерная технология (Уфа: БИРО, 1999 - 86 с.)
Крылья профессии - введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов (Уфа: 1999. - 214 с.)
Образование - технологический рубеж инструменты, проектирование, творчество (Уфа: БИРО, 1998. - 156 с.)
Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (М.: Народное образование, 2002. - 304 с.)
Дидактическая многомерная технология (поисковые исследования)" (Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2008, 106 с.)