Учитель мне имя дано...
Всё чаще задумываюсь о том, успешна ли я в своей жизни, и в первую очередь в профессиональной деятельности, поскольку моя жизнь неразрывно связана со школой. Вот уже тридцать третий год я занимаюсь воспитанием и обучением.
Начинала свою работу ещё в советской школе, где «качественной» продукцией образовательной деятельности рассматривался выпускник, который должен был стать всесторонне развитой личностью.
Математика – один из самых сложных и в тоже время один из самых востребованных предметов школьного курса. Как сделать, чтобы ученик, способный к предмету и желающий получить качественные знания, необходимые ему для продолжения образования или в его будущей профессии, получил их, а остальные с учётом их индивидуальных особенностей приобрели те знания, умения и навыки, которые пригодяться им в жизни? Это и есть основная задача, которую я стараюсь решить в своей педагогической деятельности.
Я считаю, что можно выделить следующие недостатки устоявшихся традиций в системе работы учителя:
- работа на усреднённого ученика;
- роль учителя видится в исполнении роли администратора и хозяина в своём классе;
- процессы обучения и воспитания в содержании образования рассматриваются как отдельные составляющие:
- новый материал преподносится ученику в виде готовых образцов, при этом интеллектуального развития в большинстве случаев не происходит.
Желание преодолеть эти недостатки побудило меня к пересмотру взглядов на предложенные программы и методики. Мне кажется, успех может быть достигнут только в том случае, если рассматривать образовательный процесс, как сотрудничество, то есть успешное взаимодействие детей и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач, а ребёнка, как самоценное, саморазвивающееся, естественное, а потому социально и биологически сложное, динамическое явление, обладающее своей логикой развития, которую нельзя игнорировать, а можно лишь «вписаться в неё», приняв личность ребёнка таковой, какая она есть.
Чтобы сотрудничество стало успешным необходимо освоить в первую очередь культуру современного урока. По мнению Н.Е. Щурковой можно выделить три постулата современного урока:
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и её осмысление в совместной деятельности детей и учителя.
2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины, субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Урок, потерявший истину, как содержание, становиться скучен для ученика, не понимающего, зачем ему такая бездна знаний. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Важно не количество, а качество знаний. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
Каким же образом добиться успешного взаимодействия. Думаю, что сотрудничество в педагогике - это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее. Смысл сотрудничества в радости, которое оно даёт, создание каждому ученику ситуации успеха.
Каким бы способным и одарённым не был ученик, он не может показать высокое качество знаний по всем предметам. Поэтому, одной из важнейших задач, которые я ставлю перед собой, является задача обеспечения качественными знаниями учащихся, реализуя принцип преемственности на всех стадиях обучения: начальная школа - среднее звено - старшее звено - ВУЗ, учитывая при этом их интересы и способности, обеспечивая каждому ребёнку благоприятные внутренние и внешние условия, способствующие ощущению благополучности в классе, школе.
Не знаю, какой я преподаватель, не мне об этом судить, но я точно знаю, что я люблю математику и своих учеников.
Учитель мне имя дано,
А имя даётся навеки.
И сердцем я знаю одно,
Что жизнь моя в школе и в детях.
Этими словами из песни, которую написала моя старшая дочь, учитель математики, заместитель директора МОУ СОШ № 108, хочу закончить свои размышления.
Фуранова Галия Раисовна
Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 49
учитель математики высшей категории
Материалы по теме “Педагогика”: