Несколько лет назад вышла в свет моя книга «Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков», адресованная педагогам.
Сегодня мы решили обратиться к выдержкам из этой книги, но представить ее так, чтобы она была полезна не только взрослым, но и самим ребятам в возрасте 10-12 лет, в особенности тем из них, кто готов приложить усилия для самосовершенствования: преодоления собственных трудностей и пессимистических взглядов на себя.
В 10-12 лет способность оценивать себя только начинает сформировываться. До 10 лет человек склонен ориентироваться на оценку себя со стороны старших. Поэтому самооценка в этом возрасте отличается неустойчивостью: периоды уверенного поведения сменяются неуверенностью. Заниженная самооценка подростка – не только возрастное явление, но и результат постоянной критики, замечаний и наказаний.
Даже те подростки, с которыми педагогу бывает особенно трудно, заслуживают теплых слов, поддержки, помощи и внимания со стороны «значимых других» - учителей и родителей. Дело в том, что такие ребята быстрее остальных привыкают к негативному обращению. Поэтому при-казные методы воздействия оказывают на них минимальное влияние. Го-раздо сильнее влияет доброе слово и участие, в котором они остро нужда-ются.
В силу возрастных причин подростки остро реагируют на замечания и критику, так как впечатлительны и ранимы. Поэтому при взаимодействии взрослых и подростков выбор делается в пользу позитивных методов педагогического воздействия: похвалы, одобрения и других, вне зависимости от успехов и неудач школьников. Такие методы нужны всем подросткам.
Мы предлагаем Вам выдержки из курса практических занятий, призванного оказать действенную помощь в воспитательной работе с 5-7 классами.
Для занятий Вам могут понадобиться: карандаши (фломастеры), альбомные листы, тетрадь. Желательно выбрать такое помещение, в котором можно проводить и работу за партами, и двигательные упражнения. Вполне подойдет актовый зал, комната психологической разгрузки, если таковая имеется.
В случае необходимости можно использовать и школьный кабинет, сдвинув парты в одну часть комнаты и оставив предварительно место для свободного передвижения. Занятия можно проводить в форме классного часа.
Занятие 2.
Тема. «Дневник личных достижений» или «Тетрадь успехов». Цель: сформировать положительное отношение подростков к самим себе, развить чувство собственного достоинства, подвести к понима-нию значимости каждого человека.
Учеными давно подмечено, что успешные люди в большинстве своем – оптимисты и склонны вести счет удачным дням своей жизни, нежели акцентировать внимание на негативных событиях. Неуспех они считают случайным явлением, а успех – результатом каждодневной работы, кропотливого труда по продвижению к конкретной цели путем преодоления трудностей.
Поэтому, чтобы повысить самооценку и обрести уверенность в себе необходимо фиксировать достижения и поддерживать себя в период трудностей и неприятностей. Этому способствуют следующие упражнения.
Упражнение 1. Самоодобрение.
Перечислите, что вы умеете и можете делать:
1) Я умею...
2) Я могу...
3) Я делаю...
Похвалите себя за это.
Это упражнение направлено на поддержание чувства уверенности в своих силах, а не на пустое самовосхваление. Важность осознания собственных способностей определяется необходимостью определить для себя область знаний, в которой Вы чувствуете себя наиболее уверенно.
Упражнение 2. Расскажите об удачном завершении дела в вашей жизни.
Упражнение 3. За что вас ценят люди?
Это упражнение побуждает к самопознанию, учит опираться на собственные положительные качества характера, позволяет обрести положительное представление о себе.
Объясните ученикам правила заполнения «тетради успехов». Побудите их составить список прошлых успехов.
Домашнее задание. В «тетради успехов» записывать все свои достижения за месяц, начиная с сегодняшнего дня.
Занятие 3.
Тема. Чего я хочу достичь? Цель: научить анализировать собственные действия, приводящие к успеху и неуспеху, развивать уверенность в себе и собственных силах.
Обсуждение домашнего задания:
- достигать успеха помогает...
- достигать успеха мешает...
Подростки высказываются по желанию, однако учитель предоставляет возможность для ответа каждому ученику.
В ходе обсуждения учитель подводит подростков к выводу: достижения есть у каждого. Главное – их вовремя заметить, выявить, развить и оценить.
Опираясь на позитивный опыт прошлых достижений в «тетради успеха» удобно наметить план будущих свершений и свести его в таблицу:
Чего вы хотите достичь? | Почему вы хотите этого достичь? | Когда вы хотите достичь желаемого? | Как вы собираетесь это делать? | Почему вы достигли успеха, как вы думаете? |
|
Упражнение 1. Перечислите черты, характеризующие успешного и проигрывающего человека. Обсуждение в группах - 7 минут. Представители групп высказывают мнение группы. Общее обсуждение.
Упражнение 2. Какой я? Каким хочу быть? Индивидуальная работа. Письменная характеристика в тетради достижений. (Подростки рисуют свой психологический портрет).
Домашнее задание. Составить книгу афоризмов, пословиц, высказываний известных людей об успехе, удаче.
Предлагаемые занятия направлены на поддержку в учениках позитивных мыслей и чувств о самом себе; на развитие способности относиться к себе с юмором; умения поддерживать чувство самоуважения, личностной состоятельности и гордости за достигнутые результаты.
Существуют и другие способы самопознания и повышения собственной самооценки. О них Вы можете узнать, обратившись к книгам.
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
2. Бернс Д. Тайна настроения. - М.: «Рипол Классик», «Вече», 1996. - 400 с.
3. Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
4. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. - М., 1992. - 138 с.
5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1990.
6. Мольц. М. Я - это я, или Как стать счастливым. - СПб.: Лениздат, 1992. - 192 с.
7. Прихожан А.Н. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. - М.: ТЦ «Сфера», 2000 - 192 с.
Мне было бы интересно получить отклики тех читателей, кто полностью или частично применит тренинг, а также тех, кто знаком с особенностями тренинговой работы, как собственно и тех, кто только интересуется подобными вопросами.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ВЭГУ Андреева Юлия Владимировна