Курсы

суббота
17 марта, 2018

Тренинг - путь к успеху

 

Несколько лет назад вышла в свет моя книга «Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков», адресованная педагогам.

 

Сегодня мы решили обратиться к выдержкам из этой книги, но представить ее так, чтобы она была полезна не только взрослым, но и самим ребятам в возрасте 10-12 лет, в особенности тем из них, кто готов приложить усилия для самосовершенствования: преодоления собственных трудностей и пессимистических взглядов на себя.


В 10-12 лет способность оценивать себя только начинает сформировываться. До 10 лет человек склонен ориентироваться на оценку себя со стороны старших. Поэтому самооценка в этом возрасте отличается неустойчивостью: периоды уверенного поведения сменяются неуверенностью. Заниженная самооценка подростка – не только возрастное явление, но и результат постоянной критики, замечаний и наказаний.
 

Даже те подростки, с которыми педагогу бывает особенно трудно, заслуживают теплых слов, поддержки, помощи и внимания со стороны «значимых других» - учителей и родителей. Дело в том, что такие ребята быстрее остальных привыкают к негативному обращению. Поэтому при-казные методы воздействия оказывают на них минимальное влияние. Го-раздо сильнее влияет доброе слово и участие, в котором они остро нужда-ются.
 

В силу возрастных причин подростки остро реагируют на замечания и критику, так как впечатлительны и ранимы. Поэтому при взаимодействии взрослых и подростков выбор делается в пользу позитивных методов педагогического воздействия: похвалы, одобрения и других, вне зависимости от успехов и неудач школьников. Такие методы нужны всем подросткам.
 

Мы предлагаем Вам выдержки из курса практических занятий, призванного оказать действенную помощь в воспитательной работе с 5-7 классами.
 

Для занятий Вам могут понадобиться: карандаши (фломастеры), альбомные листы, тетрадь. Желательно выбрать такое помещение, в котором можно проводить и работу за партами, и двигательные упражнения. Вполне подойдет актовый зал, комната психологической разгрузки, если таковая имеется.

 

В случае необходимости можно использовать и школьный кабинет, сдвинув парты в одну часть комнаты и оставив предварительно место для свободного передвижения. Занятия можно проводить в форме классного часа.


Занятие 2.
 

Тема. «Дневник личных достижений» или «Тетрадь успехов». Цель: сформировать положительное отношение подростков к самим себе, развить чувство собственного достоинства, подвести к понима-нию значимости каждого человека.
 

Учеными давно подмечено, что успешные люди в большинстве своем – оптимисты и склонны вести счет удачным дням своей жизни, нежели акцентировать внимание на негативных событиях. Неуспех они считают случайным явлением, а успех – результатом каждодневной работы, кропотливого труда по продвижению к конкретной цели путем преодоления трудностей.
 

Поэтому, чтобы повысить самооценку и обрести уверенность в себе необходимо фиксировать достижения и поддерживать себя в период трудностей и неприятностей. Этому способствуют следующие упражнения.


Упражнение 1. Самоодобрение.
 

Перечислите, что вы умеете и можете делать:
1) Я умею...
2) Я могу...
3) Я делаю...
 

Похвалите себя за это.
 

Это упражнение направлено на поддержание чувства уверенности в своих силах, а не на пустое самовосхваление. Важность осознания собственных способностей определяется необходимостью определить для себя область знаний, в которой Вы чувствуете себя наиболее уверенно.
 

Упражнение 2. Расскажите об удачном завершении дела в вашей жизни.


Упражнение 3. За что вас ценят люди?
 

Это упражнение побуждает к самопознанию, учит опираться на собственные положительные качества характера, позволяет обрести положительное представление о себе.
 

Объясните ученикам правила заполнения «тетради успехов». Побудите их составить список прошлых успехов.
Домашнее задание. В «тетради успехов» записывать все свои достижения за месяц, начиная с сегодняшнего дня.
 

Занятие 3.


Тема. Чего я хочу достичь? Цель: научить анализировать собственные действия, приводящие к успеху и неуспеху, развивать уверенность в себе и собственных силах.
 

Обсуждение домашнего задания:
- достигать успеха помогает...
- достигать успеха мешает...


Подростки высказываются по желанию, однако учитель предоставляет возможность для ответа каждому ученику.
В ходе обсуждения учитель подводит подростков к выводу: достижения есть у каждого. Главное – их вовремя заметить, выявить, развить и оценить.
 

Опираясь на позитивный опыт прошлых достижений в «тетради успеха» удобно наметить план будущих свершений и свести его в таблицу:

 

 

Чего вы хотите достичь? Почему вы хотите этого достичь? Когда вы хотите достичь желаемого? Как вы собираетесь это делать? Почему вы достигли успеха, как вы думаете?
       

 

 

 

Упражнение 1. Перечислите черты, характеризующие успешного и проигрывающего человека. Обсуждение в группах - 7 минут. Представители групп высказывают мнение группы. Общее обсуждение.


Упражнение 2. Какой я? Каким хочу быть? Индивидуальная работа. Письменная характеристика в тетради достижений. (Подростки рисуют свой психологический портрет).
 

Домашнее задание. Составить книгу афоризмов, пословиц, высказываний известных людей об успехе, удаче.
Предлагаемые занятия направлены на поддержку в учениках позитивных мыслей и чувств о самом себе; на развитие способности относиться к себе с юмором; умения поддерживать чувство самоуважения, личностной состоятельности и гордости за достигнутые результаты.
 

Существуют и другие способы самопознания и повышения собственной самооценки. О них Вы можете узнать, обратившись к книгам.
 

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
2. Бернс Д. Тайна настроения. - М.: «Рипол Классик», «Вече», 1996. - 400 с.
3. Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
4. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. - М., 1992. - 138 с.
5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1990.
6. Мольц. М. Я - это я, или Как стать счастливым. - СПб.: Лениздат, 1992. - 192 с.
7. Прихожан А.Н. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. - М.: ТЦ «Сфера», 2000 - 192 с.
 

Мне было бы интересно получить отклики тех читателей, кто полностью или частично применит тренинг, а также тех, кто знаком с особенностями тренинговой работы, как собственно и тех, кто только интересуется подобными вопросами.

 



Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики ВЭГУ Андреева Юлия Владимировна 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.