Школа

суббота
17 марта, 2018

Стартовая диагностика и другие профессиональные шаги педагога

С 23 по 28 сентября 2011 года творческой группой педагогов 1-ых классов и психологом школы № 49 организовано и проведено исследование .

 

Исследование было посвящено изучению готовности первоклассников к обучению в школе по новым образовательным стандартам. 

 

Начало школьного обучения в сознании педагогов и родителей  первоклассника традиционно связаны с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли это его самочувствию, психическому здоровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается и педагог. Для него это – и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения детей (смогут ли они  научиться всему, чему нужно?).

 

Термин «готовность» по отношению к первоклассникам традиционно дополняется прилагательным «психологическая». Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка – успешность или неуспешность – с точки зрения различных аспектов психического  развития.

 

Психологическая готовность стала в последние годы основным  «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. И это очень хорошо. Это говорит о том, что нам небезразличен каждый ребенок, его  самочувствие, его личная успешность.

 

Нам представляется, что одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не предлагает оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «педагогической готовностью».

 

Педагогическая готовность – это совокупность умений (то есть, владения способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Все это создается учителем для того, чтобы лучше научить.  Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые у него уже сформированы хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях, как бы мы сказали по отношению к школьнику.

 

Уже с первых дней школьного обучения обращают на себя внимание категории детей с педагогической запущенностью, низкая психологическая готовность и наличие проблем развития.

 

  • Педагогическая запущенность ребенка: ему не обеспечили необходимого уровня развития и подготовки, не дали реализовать потенциал дошкольного периода развития. Достаточно часто такой ребенок живет в семье, в которой образование, познавательная активность не являются ценностями. Низкая личностная готовность может быть связана с этим, или с тем, что ребенок уже столкнулся с ситуациями  собственной некомпетентности и неуспешности, потерял веру в себя. О таком ребенке можно сказать, что потенциально он готов к обучению. Психические процессы, обеспечивающие готовность, развиты, а умения на их базе – нет. Ему необходимо пройти что-то типа «ускоренного курса» подготовки к школе, освоить эффективные способы наблюдения коммуникации, мыслительной работы и самоконтроля. Серьезным препятствием может стать низкая мотивация ребенка на познание и обучение. Скорее всего, нужна будет постоянная эмоциональная поддержка со стороны педагога, создание ситуации успеха и целенаправленная работа с семьей ребенка.

 

  • Низкая психологическая готовность и наличие проблем развития. В данном случае мы можем говорить о несформированности психических процессов, лежащих в основании  необходимых для успешного обучения умений. Как правило, преодолеть эту проблему невозможно без специальной психолого-педагогической коррекции и, возможно, медицинской поддержки.

 

Для определения доминирующей причины педагогу необходимо проконсультироваться с другими специалистами, прежде всего – психологом и дефектологом (нейропсихологом).

 

Определенные трудности, возникающие на начальном (стартовом) периоде обучения и в последующие периоды школьной жизни ребенка устранимы при согласованном действии родителей, педагогов и узких специалистов.

 

Огромный информационный поток, новая система требований, ответственность, изменения в привычном режиме дня, откладывают определенный отпечаток на поведении и самочувствии ребенка. Легче переносят изменения дети, посещавшие детские сады, прошедшие подготовительные курсы к школе.

 

Главное о чем  хотелось бы напомнить, дорогие родители, ваше понимание и поддержка являются главными механизмами поддержки вашего малыша. Будьте всегда рядом, поддержите добрым словом, примите участие, и ваш малыш намного быстрее и успешнее адаптируется к новым требованиям, будет с радостью ходить в школу, у него появятся новые друзья в классе.              

 

Здоровья вам и вашим детям.

 

                                                            Педагог-психолог МОУ СОШ № 49

                           Г.Ф. Нургалиева



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.