Колледж

среда
13 декабря, 2017

Уфимские создатели роботов

В кабинете отдела робототехники Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники меня встретил белый робот-андроид.

 

Прямо напротив кабинета – мастерская, в которой ждут своего часа изобретения студентов – роботы, движущиеся платформы.
 
Теперь понятно, почему студентов колледжа вновь пригласили на главный инновационный форум «Селигер – 2010». О том, с какими изобретениями студенты посещают выставки и форумы, рассказал директор колледжа Антон Геннадьевич Карташов.
 
- Итак, Вы не в первый раз едете на «Селигер»?
 
- В прошлом году делегация нашего колледжа из студентов и преподавателей приняла участие в молодежном образовательном форуме «Селигер - 2009». Мы были приглашены на это мероприятие в качестве почетных гостей после того как заняли второе место в Первом всероссийском робототехническом фестивале, проходившем в городе Москве. Команда колледжа смогла представить на «Селигере» свои изобретения, и кроме того приняла участие в проекте «Хайтек-пробег».
 
- Это соревнование студентов?
 
- Да, участникам проекта предлагалось за 5 дней создать самоходное транспортное средство на электрической тяге для передвижения по лагерю. Всем командам были созданы равные условия, были предоставлены одинаковые комплекты инструментов и деталей. Соревновались 12-13 команд от образовательных учреждений со всей России. Наши студенты УГКР собрали электрокар и дали ему название «Башкирский рысак» (BR-1).
 
- И насколько быстрым получился рысак?
 
- В итоге, именно он пришел первым в квалификационном заезде – с отрывом почти на 10 секунд, и мы заняли первое место. Создавалось все в палатках, на пеньках, прямо под открытым небом. За основу был взят самокат, использованы двигатели и другие технические детали. Ну и конечно, фантазия наших изобретателей.
 
- Как Вы в целом оцениваете форум?
 
- Это, безусловно, очень интересное и полезное мероприятие. Думаю, это пока единственное место, где могут встретиться и пообщаться те, кто работает на предприятиях, инвесторы, которые ищут новые проекты, и студенты – ребята, которые ведут научные исследования и разработки.
 

Наши студенты лучше

 
- Студенты уфимских вузов, например УГАТУ, тоже посещают фестивали роботов и другие мероприятия. У Вас нет конкуренции с ними?
 
- Конкуренции как таковой нет. С разработками студентов УГАТУ я не особо знаком. Знаю, что им принадлежит идея и исполнение «сапог-скороходов», которые сегодня активно используются в качестве аттракциона в наших парках.
 
- А как Вы относитесь к тому, что многие видят существенные отличия между студентами техникумов и колледжей и студентами вузов?
 
-Считаю, что студенты колледжей и техникумов лучше. В университетах из всего объема знаний до 90% это теория. А здесь на 80% практика. В теории создать робота легко, я могу за 10 минут его нарисовать, описать, продумать. А вот создать его гораздо сложнее. Наши студенты умеют не только придумывать, но и создавать, а это очень важно.
 
- В команде изобретателей только студенты старших курсов? Как контролируется их работа, есть своя субординация?
 
- Нет, в команде принимают участие студенты разных курсов. Мы не проводим никакого возрастного отбора, просто берем тех, кому это интересно. Деление в команде только условное – проектируют, изобретают что-то все вместе. Такого строгого понятия, как субординация нет. Это творческий коллектив, который направлен на выполнение какой-то поставленной задачи.
 
- А как же Вы контролируете их работу?
 
- А зачем жесткий контроль? Они занимаются интересным делом, сами придумывают, сами выполняют проекты. Мы только создаем условия, следим за ходом работ. У наших студентов высокий уровень организации, дополнительное руководство тут ни к чему.
 
- Находят ли поддержку Ваши новые проекты?
 
- Поддержки как таковой нет. Причина – нет отрасли, нет заводов, производства. Там где раньше стояли мощные предприятия, сегодня – магазины, супермаркеты.
 
- Тогда где же практикуются студенты колледжа?
 
- Практику мы организуем на предприятиях – социальных партнерах колледжа. С ними заключены договоры, налажена четкая работа.
 

О ЕГЭ

 
-  Многие сегодня говорят, что ЕГЭ делает всех абитуриентов потенциально нацеленными на вуз. У Вас в колледже упали показатели приема?
 
- Наоборот, после введения ЕГЭ у нас увеличилось количество абитуриентов на базе 9 класса. Процедура ЕГЭ пугает и родителей, и учеников. По сравнению с традиционными экзаменами она менее прозрачная и более стрессовая. Это «угадайка». Я сам просмотрел демонстрационные материалы на сайте ЕГЭ, решал математику и нашел ошибки в ответах, которые опубликовали составители.
 
Понятно, почему родители и ученики боятся. Если оставаться в школе до 11 класса, то это 2 года подготовки к ЕГЭ, ожидание и неизвестность. Хватит ли полученных баллов для поступления? А если после 9 класса идти в колледж, то на руках будет в любом случае диплом о среднем профессиональном образовании, да и поступают в вуз после колледжа уже без ЕГЭ. Так что, образно говоря, колледж после 9 класса – это синица в руках, а 11 класс и ЕГЭ – журавль в небе.
 

Вперед на Селигер-2010

 
- Чем сегодня занимаются студенты-изобретатели?
 
- Сейчас студенты работают над прототипом пожарного робота. Есть такая серьезная проблема, когда горят нефтепроводы, нефтехранилища, когда пожар находится в труднодоступном месте, с доставкой смеси для пожаротушения возникают проблемы. Посылать людей в такие места очень опасно, велика вероятность взрыва, а, следовательно, и потерь, смертей. Поэтому сейчас мы разрабатываем робота, на котором будет установлена система пожаротушения. Основная его цель – доставить средства пожаротушения до очага возгорания. Сегодня он уже в состоянии добраться до очага, мы встроили и испытали систему радиоуправления. Следующий этап – выбор системы пожаротушения. Бывает пенная, водно-пенная, порошковая система, может быть, есть смысл сделать робота в нескольких модификациях.
 
- Есть аналоги такого оборудования?
 
- Аналоги, конечно, есть, это не абсолютно новое изобретение. Но в Уфе я о такой системе ничего не слышал. За границей естественно такое оборудование на вооружении. Но здесь еще и вопрос цены – наши разработки в этом плане привлекательнее для заказчика.
 
- А как Вы работаете с заказчиками?
 
- К сожалению, потенциальных заказчиков у нас пока нет. В советские времена заказчиками были заводы, производственные предприятия. Сейчас заводов практически не осталось, так что сегодня мы разрабатываем не под заказ.
 
- Неужели заказчиков нет вообще?
 
- По робототехнике в нашем регионе однозначно нет. Но в этом году мы едем на выставку достижений студентов и снова на «Селигер», может быть, там кто-то заинтересуется нашим пожарным роботом и другими интересными разработками. Их у нас много, поверьте! 
 
 
Алексей Лапушенков, инженер-робототехник:
 
- Вот одна из наших разработок –  роботизированная платформа для робота «Скорпион» в начальном состоянии. Здесь появится длинный манипулятор высотой около 2 метров, как жало у скорпиона. Манипулятор нужен для выполнения всевозможных задач. Разработка может быть использована как робот-сапер, например. Робот повышенной проходимости, предполагается полное дистанционное управление и возможность видеонаблюдения. В перспективе возможен и искусственный интеллект.
 
Этой разработкой занимались три человека: я и студенты-помощники. У нас, как понимаете, не Япония, поэтому создаем мы роботов из того, что есть в наличии в нашей творческой мастерской. На первом этапе создания этой модели у нас было 2 двигателя. Исходя из их характеристик – сколько они могут дать нагрузки, какое вращение, бортовое питание – мы и создавали всю модель. Что-то докупали на выделенные колледжем средства.
 
Многим студентам такую работу засчитывают как практику. Кроме того, дипломные проекты студенты также делают самостоятельно. Это может быть не такое объемное изобретение, например электронная плата. Сегодня в такой работе только 30% занимает пайка, а все остальное время – это работа с компьютерными программами, расчетами и прочим. Мы работаем с электронными устройствами, все нужно наладить, отладить, настроить. Современные электронные устройства – микропроцессоры, микроконтроллеры – программируются только компьютером, поэтому это кропотливая и интересная работа. Здесь и проектирование на бумаге, и работа с техникой.
 
Эльвир Исмагилов инженер
 
- Наш робот для пожаротушения способен добраться до очага возгорания и направить пожарный гидрант. Управляющая схема уже готова, то что вы видите сейчас – это готовая платформа без пожарного оборудования.
 
- При слове «робот» почему-то представляется такой…железный человек…
 
- Вообще понятие робот – это машина, способная выполнять заранее запрограммированные действия. Та же стиральная машина – это робот, просто мы не привыкли ее так называть. Просто у нас с детства после «терминаторов» и «робокопов» сложился такой стереотип, что робот должен выглядеть как человек. На самом деле это только одна категория – анероиды – человекоподобные роботы. У нас создан такой робот, многие могли его видеть на образовательной выставке.    

© 2009 ООО «НПО «Электронный университет».
Газета «Образование: путь к успеху». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-32232 от 09 июня 2008 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на газету " Образование: путь к успеху " обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.