В этом году молодежный форум «Селигер-2010» посетили 20 000 молодых людей из всех регионов страны.
В одной из семи тематических смен приняла участие команда Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники. О том, как прошла смена «Инновации и техническое творчество» нам рассказал Артур Вильданов инженер отдела робототехники УГКР.
- Итак, как все было в этом году?
- В этом году организаторы форума вновь блестяще справились со сложной задачей: организовать заезд для такого большого количества людей. Были определенные сложности, например, мы 4 часа получали пропуск, и потом довольно долго ждали, когда нам определят инструктора для группы. Но это все организационные моменты.
- Сколько было участников по каждой сфере?
- Нас, робототехников, было примерно 80 человек. Нас поделили на двадцатки, а уже после на общем собрании мы решали, чем будем заниматься. Нам предлагалось обучение тем или иным программам. Я учился на программиста, мои друзья учились делать чертежи. Несмотря на то, что это краткосрочное обучение, оно занимало довольно много времени, мы практически все время учились.
- Говорят, смена на Селигере – это как семестр в вузе. Все учились?
- Я думаю, что там каждый сам выбирает, что делать: учиться или отдыхать. Надо сказать, что в этом году усиленное обучение проходило в основном для предпринимателей. К ним на занятия приходили руководители крупных фирм и концернов. Каждый день кто-то прилетал на вертолете. Предприниматели почти круглые сутки сидели на лекциях. А мы учились по 8-10 часов в сутки, а остальное время уходило на создание карта для соревнований.
- Значит, организаторы стараются создать площадку для общения студентов и бизнесменов?
- Да, скорее всего цель была именно такая, так как одним из лозунгов нашей смены был: «Инноваторы и предприниматели – объединяйтесь»! Правда у нас отличалась программа, поэтому не могу сказать, удалось ли кому-то наладить это общение.
- Вернемся к соревнованиям. Сколько у вас было соперников на этот раз?
- На этот раз было только 3 команды в заезде. Четвертая команда хотела сделать машинку с пультом GPS, но они не успели к назначенному сроку. Команд было меньше, потому что основная часть людей занималась другим заданием, там пробовали сделать «Газели» автономными, которые должны передвигаться по заданному маршруту без водителя. Кроме того, нам предоставили более дорогие движки. Вообще программа с газелями была известна заранее, а мы участвовали как желающие изобретатели в заезде.
- Получается, о соревновании вы заранее не знали?
- Мы не знали какой именно будет конкурс для робототехников. Перед заездом нас спрашивали организаторы, что бы нам было интересно. Мы предложили сделать соревнование, но не на поверхности земли, а на воде. Выдумка была спонтанная, и поэтому руководство форума ее не одобрило, но зато изменили условия гонки на суше. В прошлом году это была гонка на поверхности по таким специально выложенным доскам. А в этом году по бездорожью: песок, трава, ухабы.
- Вам как победителям прошлого года было труднее или проще работать с новым материалом?
- Мы ехали с настроем победить, и были уверенны в своих силах. Наш карт мы собрали из скейтов и деталей, которые предоставили организаторы. Не могу сказать, что это было очень просто, но и больших трудностей у нас не возникало. В результате получилась машинка, способная развивать скорость до 40 км/ч и тянуть в гору двоих пассажиров.
- Именно она и принесла вам победу?
- Да, мы заняли первое место по результатам трех заездов. В первом заезде мы были лидерами, во втором нас обогнали соперники из Красноярска. Третья команда не смогла после поломки на первом заезде починить карт и выбыла из соревнования. И вот на последнем заезде наш карт финишировал с отрывом в 12 секунд.
- Как назвали новое средство передвижения?
- Пока никак не назвали просто «болид» или «дрезина». «Дрезина» потому что, если смотреть как человек едет на нем, конструкция действительно напоминает дрезину. Хотя больше приходится не сидеть, а ловить равновесие. Он получился устойчивым, но на поворотах человека может выбросить. Мы его еще называем картом, потому что он практически такого же размера. Есть даже такая идея сравнить наш и бензиновый карт.
- А в чем сложность? Есть ведь парки и гоночные карты в городе.
- Да, но мы его собирали на скорость, поэтому есть некоторые недостатки. Его нужно сделать более надежным и безопасным, поставить ремни, переделать рулевую часть. Только после этого можно безопасно соревноваться.
- Что еще интересного было на Селигере в этом году?
- Смену перед нами посетили Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Когда мы ехали на Селигер, водитель нам рассказал, что администрация перекрыла все дороги, все подъезды к лагерю, а они прилетели на вертолете. Была еще выставка. На ней мы представили автономный макет пожарного робота, который может сканером определить очаг возгорания, подъехать к нему и потушить огонь. Робот-андроид, или как мы его называем «белый» робот также побывал на выставке. Показали также платформу для робота-«скорпиона». Изобретения прошлого года мы не брали, так как было очень много личных вещей, палатки и прочее.
- А что представили другие команды?
- Очень много интересных изобретений. Запомнился своеобразный душ-фонтан, который привез парень из Самары. В нем проектируются картинки за счет падения капель воды. 30 с чем-то форсунок сделаны так, что их открывание-закрывание создает рисунок, который «капает» вниз. То есть, представьте – струя водопада и в ней появляется буква или стопа человека. Был представлен автомобиль, сконструированный студентами, было некое подобие вертолета. Легкий вертолет для летчика и пассажира, с автомобильным двигателем. Стоимость такой студенческой разработки около 1,5 млн. рублей, а это намного меньше, чем настоящий вертолет.
- К вам кто-нибудь обратился с заказом на ваши изобретения?
- Пока никто не изъявил желания приобрести наши изобретения. У ребят, которые сделали вертолет, было три заказа. Нам же пока больше всего поступает предложений поделиться идеями, проектами.