Вуз

суббота
17 марта, 2018

Юрист – профессия творческая

О том, кто такой юрист, и почему знание законов никогда не бывает лишним, мы спросили у директора Юридического института Академии ВЭГУ кандидата юридических наук, доцента Льва Владимировича Лившица.

 

Востребованность профессии

 
- Как Вы считаете, востребована ли сегодня профессия юриста?
 
- Востребованность – это интересная тема. В последнее время много разговоров ведется о перепроизводстве в стране юристов и экономистов. А я думаю, что потребность в юристах только растёт. Полагаю, что перепроизводство в принципе невозможно – ведь мы строим правовое государство, гражданское общество, а их построение немыслимо без повышения юридической грамотности населения. Конечно, все знать невозможно, человек должен быть специалистом в какой-то одной сфере. Либо он будет хорошим парикмахером, либо хорошим юристом, либо мастером в какой-то иной профессии. Но если бы каждый гражданин обладал хотя бы минимумом юридических знаний, согласитесь, ему было бы гораздо проще решать житейские вопросы. Наверное, важно не количество дипломов, а то, как человек эти знания умеет применять в жизни. Не менее важно и то, к чему у него душа лежит.
 
Я убежден, что юрист - профессия творческая, хотя есть житейское представление, что он только «бумажки перебирает». Это не так. Юриспруденция – это всегда спор и юрист отстаивает в нем интересы какой-то из сторон. Он должен уметь искать аргументы, доказательства. А это - целое искусство. Вот откуда корни творчества - из самого содержания профессии.
 
Вообще я убежден, что в любой профессии юридическое образование лишним не бывает. Особенно это проявляется в сфере управления, предпринимательстве, торговле. Почти любая сфера деятельности связана с решением каких-то юридических проблем. Заключить договор, получить лицензию, предъявить иск, обжаловать несправедливое решение о наложении штрафа – для этого нужно знать не только законы, но и порядок решения различных правовых вопросов. Естественно, если молодой специалист знает юриспруденцию – это большой плюс.
 
О востребованности юристов говорит и то обстоятельство, что у нас из года в год хороший набор абитуриентов, в том числе людей, получающих второе высшее образование.
 
- А что Вы думаете о разговорах по поводу общественной оценки качества подготовки юристов?
 
- Здесь сложно говорить о чем-то конкретном. Все зависит от того, в какой форме будет даваться такая оценка. Предполагается оценка обществом квалификации юристов, но кого именно будут подразумевать под этим понятием? На лекциях по введению в специальность, я всегда спрашиваю студентов: «Кто такой юрист?» Ответы дают разные: юрист – тот, кто знает законы; кто пишет законы; кто применяет законы; кто исполняет…Столько вариантов, и все они по сути правильные.
 
- Откуда интересно взялся этот скептический взгляд на подготовку юристов?
 
- Трудно судить, ведь здесь несколько причин. Если смотреть с позиции нехватки кадров в определенных областях, то возникает вопрос: почему выпускники школ идут учиться на юриста, а не на сварщика. Ведь у нас не хватает именно представителей технических профессий. Это влияет на экономику, но сама экономика породила эту ситуацию. Достается именно этим специальностям, наверное, потому, что в стране много вузов, которые готовят юристов и экономистов, но не все справляются на должном уровне.
 
- Ну да, не все ведь негосударственные вузы ведут подготовку на таком высоком уровне.
 
- Да дело ведь не в этом. У нас почему-то принято считать, что государственный вуз – это хорошо, а негосударственный – плохо. А почему плохо? Все твердят: «Там ведь за деньги учат». Но позвольте, а где впервые появились платные группы? В госвузах. Бесплатного образования не бывает. На бюджетных отделениях государственных вузов обучение студентов оплачивает государство, а значит мы – налогоплательщики. Мы, как негосударственное, а точнее, внебюджетное образовательное учреждение тем и отличаемся от государственных вузов, что государство на обучение студента не тратит ни копейки. Человек сам делает свой выбор и, естественно, сам оплачивает свое обучение.
 
Это, однако, не означает, что если он платит деньги за обучение, то мы ему обязаны выдать диплом. Вовсе нет! Диплом получают только те, кто полностью выполнил образовательную программу, которая соответствует государственному стандарту, и прошел итоговую аттестацию. Мы выполняем все требования Госстандарта, а они очень высоки, поэтому имеем государственную аккредитацию и выдаем выпускникам диплом государственного образца. Это нас ко многому обязывает.
 
Что отличает негосударственный вуз от государственного? Источник финансирования. Можно еще назвать такое абстрактное понятие, как «история вуза». Да, негосударственные вузы молоды, они появились не во времена СССР, а в 90-е. Но если сравнивать тот путь, который прошла, например, Академия ВЭГУ в целом и Юридический институт с историей любого госвуза – прогресс, темпы роста будут в нашу пользу.
 

Директор Юридического институтаНаш преподавательский корпус – это практики

 
- Расскажите о преимуществах обучения в вашем институте.
 
- Мы готовим специалистов в области юриспруденции уже 17 лет, с января 1993 года. У нас солидная материальная база и собственный обустроенный корпус: это и современные учебные аудитории, и хорошая библиотека с читальным залом, большой фонд литературы, пять компьютерных классов с бесплатным доступом в интернет. В наших корпусах работает бесплатный Wi-Fi, всё для студентов – бери ноутбук и сиди, занимайся. Наша электронная библиотека – это тоже преимущество. Ни один вуз не может позволить себе закупить учебники на каждого студента. Во многих вузах проблема достать литературу. А мы даем студенту диск, с полным объемом литературы по предмету. Ему не надо искать, ждать, пока кто-то вернет книгу. У него все под рукой.
 
- А что нового в процессе обучения?
 
- Сейчас мы переходим на электронное расписание, оно уже доступно на сайте. Решается вопрос об установке в холле института терминала с расписанием, вроде тех, через которые мы оплачиваем услуги операторов сотовой связи. Это тоже полезное новшество. Все должно периодически совершенствоваться. На лекциях сегодня мы используем компьютерные проекторы, чтобы показать студентам специально составленные слайды. Это оживляет сам процесс обучения и позволяет преподавателю дать больший объем информации и при этом наглядно продемонстрировать материал, после лекции студенты могут получить все слайды в электронном виде и работать с информацией самостоятельно. По некоторым дисциплинам у нас собрана видеотека, студенты могут смотреть учебные фильмы.
 
- Кто ведет занятия?
 
- У нас очень сильный преподавательский корпус. Многие наши преподаватели являются практиками. Специфика юриспруденции состоит в том, что здесь крайне сложно дать студентам хорошие знания, опираясь только на теорию. Наши преподаватели имеют за плечами солидный опыт работы. Я сам 25 лет служил в МВД, поэтому на любой теоретический тезис во время лекции всегда могу привести пример из собственной практики. Есть среди преподавателей и действующие юристы, например завкафедрой адвокатуры кандидат юридических наук, доцент Андрей Викторович Рагулин, кстати, наш бывший студент, сегодня не только преподаватель, но и практикующий адвокат. Мы стараемся привлекать для преподавания людей с хорошим потенциалом развития и имеющих богатый практический опыт, который они смогут передать студентам.
 
- Студенты ценят таких лекторов?
 
- У нас хорошие студенты, мы гордимся своими выпускниками. Я работаю здесь уже 10 лет и не жалею о том, что пришел именно в этот вуз. Современным выпускникам порой нелегко найти работу. Всем требуются юристы уже с опытом работы. Парадоксальная ситуация: для того, чтобы выпускнику юридического вуза получить опыт юридической деятельности, ему нужно устроиться на работу. А на работу может устроиться только тот, у кого есть опыт юридической деятельности. Замкнутый круг, но это тоже реальность нашей жизни.
 
Сегодня каждый выпускник вуза ищет работу сам и это увеличивает нашу ответственность, как преподавателей, ставит особые задачи. Ребята сталкиваются с конкуренцией на рынке труда, им приходится соответствовать жестким требованиям времени. Мы стараемся помочь им в трудоустройстве.
 
Хорошие возможности открываются на производственной практике. У нас училась одна девушка не так давно, когда она пошла на практику в Советский район, ее уже через месяц пригласили на работу. Она и училась на отлично, и на работе себя проявила, так что с практики она к нам вернулась уже следователем. Таких примеров у нас много.
 
Теоретическое обучение мы стараемся сочетать с практическим, изыскиваем для этого новые формы. Так, помимо практических занятий и производственной практики, предусмотренных учебным планом, наши студенты имеют возможность во время обучения получить навыки реальной юридической деятельности Центре оказания правовой помощи населению. Это очень хорошая практика, во время которой студенты ищут ответы на жизненные вопросы, которые задают посетители, помогают людям.
 

 

Центр оказания правовой помощи населению

 
С января 2007 г. на базе института работает Центр оказания правовой помощи населению, где студенты старших курсов под руководством опытных преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь гражданам.
 
Юридическая клиникаСтудентки V курса Юридического института Академии ВЭГУ Екатерина Иванова, Дарья Танасьева и Ольга Козловская сотрудницы Центра оказания правовой помощи населению:
 
«Дежурство по юридической клинике перешло к нам на III курсе. Сейчас у нас последний курс, впереди – практика и диплом, поэтому мы сейчас ведем набор студентов III-IV курсов, которые продолжат эту работу.
 
К нам обращаются граждане с вопросами, касающимися различных сфер юриспруденции: это и наследственное право, и налоговое законодательство, есть вопросы и в сфере уголовного законодательства. Если наш уровень знаний по вопросу позволяет, то мы отвечаем сразу, если возникает необходимость – консультируемся с преподавателями и после звоним обратившемуся и сообщаем ответ. Часто обращаются за помощью в составлении искового заявления, например. Ведь у нас в центре все услуги оказываются бесплатно, а те, кто занимается той же деятельностью на платной основе, даже за проверку правильности заполнения искового заявления берут немалые суммы.
 
Студентам, которые работали до нас, даже выпала возможность представлять интересы клиента центра по доверенности в суде. Это возможно по гражданским делам. 
 
Такая «живая» практика позволяет не только лучше усвоить теорию, но и научиться общению с людьми, умению разглядеть проблему и найти ее решение.
 
Бывает, что мы сталкиваемся не только с проблемами человека, но и с его эмоциями. Получается, что приходится оказывать и юридическую, и психологическую помощь. Но и к этой стороне будущей профессии нужно быть готовым.
 
Некоторые люди заходят и чуть ли не в дверях разворачиваются со словами: «Тут наверно, что-то не серьезное». Не знаем, что ожидают увидеть эти люди в Центре оказания правовой помощи населению, где бесплатно работают студенты. Радует другое: люди, которым мы уже помогли, приходят к нам снова за помощью, за советом, и советуют знакомым обращаться в центр. А это значит, что наша работа нужна».
 
Центр оказания правовой помощи населению окажет помощь гражданам в решении юридических вопросов. Консультации предоставляются бесплатно. Адрес: ул. Рыльского, 9/1 (здание юридического института Академии ВЭГУ), аудитория 101. Режим работы: понедельник-пятница, с 14.00 до 18.00. Телефон: 236-94-97.
  
 


© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.