Вуз

суббота
17 марта, 2018

Авиационный – это осознанный выбор

Инновационная образовательная программа, спутник, наука, конкурс национальных исследовательских университетов и прием 2009.

О том, как проходил конкурс на присвоение статуса Национальный исследовательский университет и какую программу представил комиссии УГАТУ нам рассказал Рустам Ахмарович Бадамшин, проректор по научной и инновационной деятельности, доктор технических наук, профессор.
 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
-Рустам Ахмарович, правильно ли называть национальный исследовательский университет новой формой организации вуза?
 
- Нет, НИУ – это особая категория, которая присваивается университетам по результатам конкурсного отбора программ их развития.
 
- А почему возникла необходимость в подобной категории?
 
- В последние годы довольно много разговоров велось о необходимости реформ в сфере образования, о том, что наша система высшего профессионального образования, к сожалению, оторвана от экономики страны. Современного работодателя далеко не всегда устраивают специалисты, вышедшие из стен вуза. Кроме того, есть определенные проблемы, связанные с реализацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Нельзя не учесть и тот факт, что за последние 10-20 лет появились новые вузы, и не всегда понятно как именно они готовят специалистов. В связи со всеми этими процессами было решено выделить группу ведущих исследовательских университетов. И вот в результате, было объявлено о введении категории НИУ, которая будет присваиваться университету, программа развития которого на 10 лет признана лучшей и соответствующей определенным критериям. Кстати, три года назад был объявлен первый конкурс по отбору инновационных образовательных программ. В результате было отобрано 57 вузов, среди которых был и УГАТУ, которые представили наилучшие инновационные образовательные программы.
 
- А как отбираются вузы для группы НИУ? Как проходил этот конкурс?
 
- Конкурс проводится в три этапа. На первом этапе из 136 представленных заявок 26 было отклонено по ряду причин, а 110 университетов прошли во второй этап. По результатам второго тура были отобраны 28 финалистов, в число которых мы, увы, не попали. А из этих финалистов на третьем этапе отберут 7-10 университетов, которые и получат категорию «национальный исследовательский университет».
 
- Не хватило чего-то конкретного?
 
- Мы пока не знаем и скорее всего точного обоснования не будет.
 
- Но вы знаете, как проходил конкурсный отбор?
 
- Да, изучением каждой конкурсной программы занимались эксперты – 2 специалиста на каждую программу. Они давали свое заключение и представляли его на конкурсной комиссии. Комиссия после изучения и обсуждения выносила вердикт после тайного голосования. Вот так и определились 28 вузов – финалистов. В составе конкурсной комиссии – известные ученые, представители администрации президента, возглавил комиссию – министр образования РФ Андрей Фурсенко.
 
- Программа должна была соответствовать определенным требованиям?
 
- Да, требования к программам были довольно жесткими. Первый блок программы должен представлять достижения университета за последние три года, отражающие такие показатели как материально-техническая база, объем научных исследований, объем инновационной деятельности, кадровый состав, участие преподавателей и студентов в научной исследовательской работе, результативность выпуска аспирантуры и другие.
 
- Это показатели самообследования, которое проводит вуз?
 
- Да, это практически те же показатели, которые вычисляются для самообследования и аккредитации вуза, только с упором на то, что это именно исследовательский университет.
 
А вторая часть – это собственно программа развития вуза. Каждый университет должен был определить приоритетные направления. Причем на совещании в Рособразовании было подчеркнуто, что если хотя бы по одному из этих направлений вуз не является лидером в России, то говорить о категории НИУ не имеет смысла.
 

ПРОГРАММА РАБОТАЕТ

 
- Расскажите подробнее об инновационной программе.
 
- Инновационная образовательная программа университета доступна на сайте УГАТУ. Если говорить именно о конкурсе НИУ, то мы были на 99% уверены в успехе, так как на наш взгляд программа была хорошая и четко прописанная. Мы выдвинули в качестве приоритетных четыре направления:«Силовые и энергетические установки летательных аппаратов», «Материаловедение, нанотехнологии, создание и обработка новых материалов», «Космическая информатика и инфокоммуникационные технологии», «Интеллектуальные технологии и системы управления и контроля».
 
В области нанотехнологий мы являемся лидерами не только в России, но и в мире. Это показал и последний Наноконгресс, который не так давно прошел в Уфе, где представители 27 стран отметили лидирующее положение научной школы УГАТУ в области объемных наноматериалов. Выбор направления «Космическая информатика и инфокоммуникационные технологии»в качестве приоритетного, думаю, так же всем понятен – мы запустили спутник и теперь можем вести космический мониторинг. УГАТУ-САТ – это не просто учебный спутник, это не игрушка для студентов. Кроме чисто образовательных и научных задач он решает и социально-экономические задачи. Это мониторинг земной поверхности, лесных массивов, отслеживание лесных пожаров и техногенных катастроф. Спутник как минимум должен проработать 3 года – это его гарантийный срок, на деле он может функционировать дольше.   
 
Для вуза это большое достижение. Сегодня только два университета имеют свои спутники на орбите Земли – это мы и МГУ. Наши спутники «Татьяна-2» от МГУ и «УГАТУ-САТ» были запущены на одной ракете-носителе 17 сентября. Но спутник МГУ решает чисто научные задачи, с его помощью проводят различные эксперименты, изучают атмосферу Земли.
 
- Уже есть результаты реализации Инновационной образовательной программы?
 
- Если говорить кратко, то результаты по этой программе мы получили очень хорошие. Прежде всего мы получили инвестиции в сумме 583 млн руб из федерального бюджета на 2 года и закупили самое современное оборудование, которое можно считать даже уникальным. Мы естественно вложили и свои средства, и сегодня, когда к нам приходят гости, партнеры, представители промышленности они бывают просто поражены тем, на каком высоком уровне оборудованы наши лаборатории. По некоторым позициям в России мы единственные обладаем техникой такого уровня.
 
- Как это сказывается на учебном процессе?
 
- Это дает существенные изменения. Когда преподаватели и студенты получают возможность работать на таком оборудовании, они тоже испытывают определенную гордость за вуз. Кардинально меняется отношение к работе, учебе, у нас теперь постоянно растет количество студентов, желающих заниматься научно-исследовательской работой.
 

ИННОВАЦИИ

 
- Традиционный вопрос об инновациях, что нового в образовательном процессе УГАТУ?
 
- Собственно мы реализуем нашу инновационную образовательную программу, которая предполагает и кейс-методы обучения, и сквозное курсовое проектирование, которое переходит в дипломную работу. Научно-исследовательская работа со студентами ведется с первого курса. Ежегодно проводится неделя науки.
 
- Неделя науки проводится практически во всех вузах…
 
- Да, но у нас значительно выше количество участников. Студенты выступают с интересными докладами, презентуют результаты исследований. Многие студенты участвуют и во всероссийских конференциях. В ежегодном Всероссийском открытом конкурсе научных работ студентов наши ребята традиционно получают 5-7 медалей и 25-30 дипломов Министерства образования и науки РФ. Это очень высокий показатель. 
 
Кроме того, наша программа нацелена на то, чтобы максимально подготовить студента к специфике будущей деятельности. Во-первых, студент должен прекрасно владеть предметной областью – это и фундаментальные, и прикладные исследования, и теоретические знания. Во-вторых, наш студент должен иметь определенные навыки. То есть, если мы говорим, например, о технологическом факультете – важно умение работать руками, знать особенности зарубежных и наших современных лучших станков, если речь о факультете информатики и робототехнике – студент должен быть на «ты» с компьютером, и просто обязан уметь составлять и разрабатывать программы. И даже всего этого не достаточно. Он помимо всего перечисленного, должен уметь результаты научных исследований доводить до конкретного продукта. Для этого мы специально в программе ввели подготовку по организации инновационной деятельности.
 
Кроме того, в наше время успешным может быть только тот выпускник, который в совершенстве владеет хотя бы одним иностранным языком. В наше время нельзя не придавать значения языковым коммуникациям.
 
Вы подумайте сами, у нас – в техническом вузе – есть кафедра языковых коммуникаций и психолингвистики, на которой работает 6 профессоров и докторов филологических наук. Я не уверен, что гуманитарные вузы могут похвастаться таким преподавательским составом.
 
- Я думаю, это разумно – настало время изменить стереотипный образ «технаря».
 
- Да, мы боремся с этим стереотипом. Наши студенты должны уметь четко и грамотно формулировать свои мысли. Сегодня мы, к сожалению, можем наблюдать, что даже маститые ученые не всегда могут ясно и аргументировано представить свое мнение. Умение говорить не стоит сбрасывать со счетов.
 

ПРИЕМ 2009

 
- А как прошла приемная кампания в этом году?
 
- Что касается особенностей приемной кампании этого года, то ЕГЭ для нас не стал неожиданностью. Мы занимались тестированием еще с 90-х годов, и поэтому уже приспособлены к этому процессу. Поэтому особых проблем у нас не возникало. Мы, в отличие от многих других вузов, закрыли прием буквально с первой «волны» зачисления. При этом надо учитывать, что в этом году в связи с потребностью в специалистах технических профессий в УГАТУ было увеличено количество бюджетных мест (на 300 человек).
 
Могу отметить, что предоставленная абитуриентам возможность подавать безграничное количество заявлений привела к искусственному завышению показателей конкурса на место. Получился «виртуальный» конкурс, и это конечно ненормально. У нас было ровно 10 человек на 1 место. Но реальный конкурс на этапе зачисления в первой волне по оригиналам документов составил 1,8 на место. Сейчас в Министерстве образования и науки разрабатываются изменения в порядок зачисления, в частности, предлагается ограничить количество подаваемых абитуриентами заявлений в вузы.
 
- Чтобы студенты реально оценивали свои возможности и ответственность за выбор вуза?
 
- Да, к сожалению, показатели этого года свидетельствуют о некоторой безответственности. Ведь есть молодые люди, которым все равно куда поступать, лишь бы учиться. Но про наших абитуриентов и сегодняшних студентов мы не допускаем таких мыслей. Все-таки в данном случае это осознанный выбор. Про нас давно идет такая молва, что поступить в УГАТУ трудно, а учиться еще труднее. Но наших абитуриентов это не пугает, они точно знают, чего хотят. Они знают, что диплом УГАТУ высоко котируется, и после окончания университета они не будут сидеть без работы.
 

ТЕНДЕНЦИИ И ШАНСЫ

 
- Как Вы относитесь к новым тенденциям в сфере образования? Многие отмечают необходимость в объединении вузов, колледжей, техникумов…
 
- Да, в России тоже уже идут процессы интеграции, и уже создано 2 федеральных университета. Я в целом положительно отношусь к подобным явлениям, если имеется в виду не механическое соединение, а объединение в плане родственных программ обучения, академического обмена студентами. Два года назад, например, уже была выдвинута идея создания национального авиационного университета, в рамках которого могли бы сотрудничать все авиационные вузы страны. Идея эта получила одобрение на самом высоком уровне, но дальнейшего развития, к сожалению, пока не получила.
 
Мы постоянно взаимодействуем с Казанским и Самарским авиационными университетами. Эти вузы на карте образуют равносторонний треугольник – между нашими городами примерно 550 км. У нас налажены довольно тесные связи, мы даже проводим совместные заседания ученого совета и обсуждаем перспективы сотрудничества, так как имеем сходные направления исследований и подготовки кадров. Поэтому, как говориться, нам сам бог велел сотрудничать.
 
- Последний вопрос. Будет ли у вуза шанс еще раз побороться за категорию НИУ?
 
- Точно пока неизвестно. Категория национальный исследовательский университет устанавливается на десять лет. Ежегодно будет проводиться мониторинг программ, которые должны выполнять вузы. Если какой-то из них не выполнил свои показатели, то он тут же лишается категории, и в таком случае может быть объявлен новый конкурс. 
Пока ходят разные слухи. Вопрос ведь еще в том, будут ли средства. Кризис дает о себе знать. Многие думали, что в группу НИУ будет отобрано большее количество вузов, а на деле их будет не более десяти.
 
Интересно, что многие университеты, которые действительно являются ведущими в определенных направлениях не прошли конкурс, то есть не попали в число финалистов. Но здесь трудно судить. В скором времени мы сможем оценить все программы, когда они будут открыты для всеобщего ознакомления. Вот тогда мы и сравним свою программу с другими.
  


© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.