Вуз

суббота
17 марта, 2018

20 лет пути негосударственного образования

В 2010 году негосударственный сектор высшей школы России отметил 20-летие.

 

 

В 1990 году в России впервые появилось понятие «негосударственное образование». В отличие от государственного образовательного заведения, финансируемого всеми налогоплательщиками, и учреждаемого правительством и муниципалитетами, учредителем негосударственного учебного заведения выступает частное лицо, общественная или религиозная организация. Эти образовательные учреждения финансируются учащимися, студентами, и объем финансирования зависит от авторитета образовательной организации и потребностей общества. По мировым масштабам наше частное образование еще «молодо-зелено», но если оценивать путь, пройденный новыми «иными» вузами – это целая эпоха.

Сегодня в частных вузах с государственной аккредитацией обучается свыше 1,5 млн. человек, что составляет пятую часть всех обучающихся в вузах. Вопреки скептическому отношению, антирекламе, а порой и черному пиару, частные вузы стали мощным, эффективным, инновационным звеном отечественной системы образования, способствующим росту конкуренции, а значит, повышению качества образования.

 

Общее количество федеральных государственных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 687 единиц, общее количество частных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 665 единиц.

 

За прошедшие 20 лет частные вузы совершили революцию во взглядах на возможности образования, на отношение к студенту и на многие другие параметры. Сегодня негосударственное образование уже не вызывает такого количества вопросов. Существуют особые союзы – Ассоциация негосударственных вузов России, Союзы негосударственных вузов в различных регионах.

 

В нашем регионе флагманом негосударственного образования является Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ).

 

Евгений Кадырович Миннибаев, президент корпорации «Столичное образование», доктор исторических наук, профессор, вице-президент Ассоциации негосударственных вузов России:

«Академия ВЭГУ с самого начала поставила перед собой задачу – стать инновационным вузом, который совмещает в себе доступность высшего образования и высокое качество подготовки специалистов, удовлетворяющее и студентов, и родителей, и работодателей. Время показало, что мы успешно и эффективно решаем эти задачи, развив сеть филиалов и колледжей в 11 регионах РФ, а также подготовив 28 тысяч специалистов, которые состоялись и как профессионалы, и как успешные во всех отношениях люди!».

 

Неслучайно именно негосударственный сектор высшей школы многие специалисты называют инновационным. Частные вузы – более гибкие, современные, не обремененные необходимостью выпрашивать средства из бюджета государства – уже много раз становились экспериментальными площадками для внедрения в сферу образования новых методов, новых технологий. Более 30% научных открытий всей высшей школы делается в негосударственном образовательном секторе.

 

Безусловно, как и в любой сфере нашей жизни, и здесь оставили неприятный след мошенники и авантюристы. Но ежегодные проверки, которые с успехом выдерживают представители частного сектора образования, доказывают, что подлинная миссия негосударственного вуза – это не нажива, не однодневное существование и уход в небытие, а обеспечение доступным качественным образованием тех, кто стремится к знаниям.

 

Заместитель руководителя Рособрнадзора Виктор Иванович Круглов:

«У нас в государственных вузах сегодня 54% студентов учится на платной основе и 18% студентов учится в негосударственных вузах. Видите соотношение? К сожалению, приходится констатировать, что самое слабое качество у нас в филиалах государственных ВУЗов. А практически, 80% филиалов этих вузов обучают студентов на платной основе. В негосударственных вузах как раз заинтересованность большая в качестве обучения».

 

Частные вузы в России в отличие от государственных не имеют преференции в налогообложении, им закрыт доступ к бюджетным средствам. Отношения равноправия еще в начальном состоянии. Страдают и студенты негосударственных вузов, многие банки неохотно дают кредиты на образование в платном вузе, хотя цена за обучение может быть на порядок меньше, чем стоимость платного обучения в госвузе.

 

Вице-президент Национального союза негосударственных вузов, ректор Национального института бизнеса Сергей Плаксий.

«…вузы надо делить не на государственные и негосударственные, а на сильные и слабые, как это делают за рубежом, где у негосударственных учебных заведения сильные позиции и репутация. Для всех учебных заведений должны быть одни и те же «правила игры». Ведь не секрет: среди государственных вузов есть «дутые» и даже в ведущих московских вузах есть слабые факультеты».

 

Итак, понятие «частный вуз» сегодня уже не вызывает стольких сомнений и опасений. Конкуренция в сфере образования постоянно растет, каждый вуз – государственный или внебюджетный – развивается и меняется. Благодаря этой конкуренции, постоянной «гонке знаний», студенты получают возможность выбрать действительно лучший вуз, отвечающий современным требованиям, тот, которому можно доверить свое будущее.

   



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.