Вуз

вторник
21 ноября, 2017

КРИЗИС – НЕ ПОВОД ОПУСКАТЬ РУКИ

Кризисом сегодня можно пугать детей, настолько устрашающих масштабов порой достигает истерия, связанная с экономической ситуацией в мире.

О том, как искать в кризисе светлые стороны и о его влиянии на образовании мы решили поговорить с Ильдусом Фаатовичем Шаяхметовым, заместителем директора Института экономики, информатики и управления Академии ВЭГУ, доцентом кафедры экономической теории и организации бизнеса.
 
- Ильдус Фаатович, сегодня кризис – одна из самых актуальных тем для обсуждения. Как Вы думаете, кризис угрожает вузам?
- Кризис – это явление, которое подталкивает одних к развитию, других к развалу. Эти моменты должны учитывать и высшие учебные заведения. Несмотря на кризис и не радующие в целом демографические показатели прием в наш Институт год от года только увеличивается.
 
- А изменения в сфере образования никак не отражаются на деятельности вуза?
- Негосударственные образовательные учреждения более оперативно реагируют на изменения в области образования. При этом в законодательно-нормативной базе и негосударственные и государственные вузы равны. Образовательные стандарты едины.
 
- Есть ли какие-то новшества в образовательном процессе института?
- Ко всему новому нужно относиться с осторожностью, но не отказываться от этого. У нас каждый год студенты постепенно переходят на новую компьютерную форму аттестации. Это новшество в учебном процессе. Преподаватель традиционно начитывает лекции, а компьютерное тестирование позволяет проверить не только знания студента по окончании курса, но и качество работы лектора.
 
- А ЕГЭ Вы как оцениваете? Прием в вузы по баллам ЕГЭ?
- К ЕГЭ у меня лично «прохладное» отношение. Наверно, сказывается влияние традиционной школы, которую я прошел. Мне кажется, с такой формой экзаменов студент лишается особой атмосферы, которая царит вокруг, пока ты общаешься с преподавателем, споришь, доказываешь что-то. Возможно, сегодня это и не так важно, но таково мое мнение. А насчет приема по ЕГЭ в вуз – тут комментировать пока рано. Этот процесс будет отрабатываться, доводиться до ума, так что пока будем ждать.
 
 

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

 
- Как сегодня в Институте решается вопрос с практикой?
- Мы учли фактор кризиса и необходимость повышения конкурентоспособности, и ввели новую форму практики – практика на основе виртуальной учебной фирмы.
 
- Как она проходит?
- Теперь наряду с традиционной формой, студент может пройти практику на основе  виртуальной учебной фирмы. При прохождении учебно-ознакомительной практики на основе виртуальной учебной фирмы используется  деловая компьютерная игра «Бизнес-курс: Максимум», разработчиком которой является вычислительный центр МГУ. Мы постоянно с ними контактируем. В данном случае студенту предоставляется возможность создать виртуальную фирму, где он непосредственно занимается производством продукции, работает с поставщиками, с посредниками, следит за действиями конкурентов. В ходе создания фирмы, студенты проходят следующие этапы: знакомятся с программой, регистрируют фирму, ставят на учет в налоговую инспекцию, открывают расчетный счет в коммерческом банке. Помимо этого они также действуют на рынке ценных бумаг. Со своей продукцией практиканты выходят на виртуальный рынок и от того, какие они принимают решения, будет зависеть успех развития созданного ими предприятия.
 
- А другие виды практики как проходят?
- У производственной практики на основе виртуальной учебной фирмы иные задачи. Студент в течение шести недель практики обучается всем тем программам, которые ему пригодятся в работе. Фактически без этих программ невозможно успешно работать. На выходе из вуза студент сегодня должен обладать навыками работы с такими программами, как «1С: Предприятие» для бухгалтеров, «1С: Управление кредитной организацией» для финансистов, программами «Маркетинг-аналитик» и «Project Expert», для маркетологов и менеджеров. Я уже не говорю о том, что необходимо умение работать в справочно-правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант».
После обучения всем этим программам студенты получают сертификат, подтверждающий наличие у них необходимых для работы навыков. В скором времени мы планируем заключить договор с московскими компаниями «Курс» и «Эксперт Системс» для открытия курсов дополнительного образования студентов.
А уже преддипломная практика проходит в традиционной форме. Если студент обладает навыками работы с перечисленными программами, и успешно прошел практику в виртуальной учебной фирме, то к написанию выпускной квалификационной работы он готов. Кроме того, в процессе изучения программ, мы готовим студентов к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
 

ТЫСЯЧА ВОПРОСОВ

 
- А как процесс обучения связан с научной деятельностью? Студенты разрабатывают темы, связанные с актуальными проблемами, с кризисом?
- Наши студенты часто занимают призовые места в конкурсах научных работ, в Региональной экономической олимпиаде. В этом году совместно с Вычислительным центром МГУ мы планируем провести Всероссийскую олимпиаду по инновационному менеджменту.
Конечно, наши студенты разрабатывают темы, связанные с экономическим кризисом, в своих научных работах. В прошлом учебном году наш студент Марат Яруллин выступал на Международной конференции, которая проходила в Московском гуманитарном институте им. Дашковой, и надо сказать, его работа привлекла серьезное внимание слушателей. Позже на Региональном конкурсе научных работ студентов вузов РБ он занял первое место. Сейчас он уже выпускник Института, и мы гордимся тем, что именно в наших стенах он сделал первые шаги в науке.
 
- А пригодится ли ему этот опыт? Бытует мнение, что научные успехи не дают никаких особенных плюсов.
- Если тема исследования не навязана студенту преподавателем, если он выбрал ее сам, то он будет углубляться в нее, и вместе с этим развивать свои навыки, расширять собственную базу знаний. Это, безусловно, пригодится ему в дальнейшем. Студент должен сам найти тему исследования, и если он найдет ответ хотя бы на один вопрос из тысячи, то у него появится азарт, и ничто не остановит его на пути к разгадке всех остальных вопросов.
 

КТО СПАСЕТ ОТ КРИЗИСА

 
- Вы изучаете специфику экономического образования за рубежом? Есть ли качественные отличия?
- Да, я беседовал с преподавателями, которые работали в колледжах США. Образовательный процесс у них отличается от того, к чему мы привыкли. Так, например, у них нет четкого деления учебного процесса и практики – в США они совмещены. Мы тоже к этому идем и говорим о практико-ориентированном обучении. Так, например, в колледжах за рубежом со студентами-финансистами работают топ-менеджеры банков. Они объясняют учащимся все направления работы банка и потом дают им задания на каникулы. В течение отдыха студент эту работу выполняет, защищает и получает баллы. По накопленным баллам в учебном заведении определяют – переходит студент на следующий курс или нет.
То есть за рубежом больший акцент делается на практике, у нас же пока в основной своей части экономические вузы упираются на теорию. Нужно это соотношение менять, чтобы студенты соответствовали требованиям работодателей.
 
- Как кстати обстоят дела с трудоустройством у студентов?
- Из основной группы студентов нашего института примерно 10% получают приглашение на работу с мест прохождения практики. Студенты-очники уже в период обучения находят работу и успешно совмещают ее с учебой. Я уже не говорю о заочниках, у которых за плечами многолетний стаж работы.
 
- Какие профессии сейчас востребованы в экономической сфере?
- Всегда существует спрос на такие классические специальности как бухучет, финансы, менеджмент. Но остаются «на краю» специальности маркетинг и коммерция. Низкий спрос на них не только в нашем вузе, это общее снижение показателей приема для Уфы. Население слабо информировано о том, чем именно занимается маркетолог. А в последний период в связи с экономическим кризисом в организациях возникает острая потребность именно в этих специалистах. Ведь маркетолог – это человек, который определяет конъюктуру рынка, то есть человек, который может вывести фирму из кризиса.
 
- А Институт как-то информирует абитуриентов о специальностях?
- Конечно, мы проводим встречи с абитуриентами и родителями, рассказываем про учебную, воспитательную деятельность. Я рассказываю им о научной работе. Сегодня студенты сами интересуются теми программами, с которыми им предстоит работать, и мы проводим для них специальные экскурсии по Институту, чтобы они могли представить себе чему и как будут обучаться. 
 

ЧУДЕСА БУДУТ

 
- Как Вы относитесь к опасениям связанным с кризисом? Многие боятся что мир привыкнет к скидкам на рынке рекламы, например, и после ситуация не восстановится.
- В период кризиса скидки – это инструмент продвижения продукции и привлечения покупателей. Понятно, что кризис несет определенные пагубные тенденции. Мы привыкли воспринимать его как нечто отрицательное. Я же смотрю на кризис с другой стороны. Кризис – это явление, которое не дает нам «закостенеть», и с этой стороны, кризис заставляет нас двигаться вперед.
 
- Как Вы думаете, к чему мы придем?
- В мировой истории известны случаи, когда страны попадали в более страшные кризисные ситуации. Япония 20 лет выходила из бедственного положения, и весь мир признал этот «взлет» и назвал японским «чудом». Многие называют основной причиной этого успеха трудолюбие японского народа. Наш народ обладает всеми необходимыми качествами для выхода из кризиса, и если мы реализуем все наши возможности, будет и у нас российское чудо, главное не опускать руки.

© 2009 ООО «НПО «Электронный университет».
Газета «Образование: путь к успеху». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-32232 от 09 июня 2008 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на газету " Образование: путь к успеху " обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.