На той неделе в Москве прошел первый всероссийский съезд учителей истории и обществознания, освященный присутствием главы президентской администрации.
Учителю истории государство отвело важную роль в госстроительстве. Конкретнее, учительскому сообществу, управляемому Министерством образования, предстоит провести ревизию содержания школьных учебников.
Официальная позиция, скорее всего, состоит в том, что тот, кто контролирует содержание учебника, контролирует и содержание голов российских школьников. В этот процесс попытались включиться и государственные идеологи. Несколько лет назад соавтор нашумевшей книги для учителей по новейшей истории Павел Данилин написал в своем блоге: «Вы сколько угодно можете поливать меня грязью, а также исходить желчью, но учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут, и так, как нужно России».
Это грозное обещание так и не было выполнено, что неудивительно. Сама идея идеологической конструкции, в центре которой находится учитель с правильным учебником в руках, лишь проекция авторитарных конструкций на общество, в котором эти механизмы больше не работают. «Идеологи» пытаются продать заказчику — государству — безнадежно устаревший товар.
Вообще, идея школьного учебника истории как центрального узла пропагандистской машины возникла в СССР еще в 1930-е гг. В марте 1934 г. положению дел с преподаванием истории в школе было посвящено два заседания Политбюро, и на обоих обсуждалось исключительно содержание учебников, а не методика преподавания. Сталин лично принимал участие в редактировании общего школьного учебника истории. При наличии более чем жесткой «вертикали» не допускалась мысль о том, что пропагандистский сигнал, посланный сверху в виде директивы-учебника, может не дойти или дойти с искажением до «принимающей единицы» — ученика. Как показал в своей недавней книге «Национал-большевизм» американский исследователь Давид Бранденбергер, результат уже тогда не вполне соответствовал ожиданиям творцов. Но само внимание, уделяемое школьной системе со стороны власти, имеет корни в коммунистической идеологии.
Как традиционные, так и неомарксисты описывают систему всеобщего образования как аппарат, с помощью которого господствующий класс навязывает свое видение мира подчиненной и угнетенной массе. В этой схеме во властной пирамиде на вершине располагается государство, ставящее цели, в центре — передаточная система школьной бюрократии, передающая сигнал сверху, а внизу — покорные массы школьников, впитывающих эту информацию как губка. Так эта система задумывалась, но так она никогда не работала. Сигнал сверху претерпевал на своем пути множество искажений, и те крупицы информации, что попадали в головы учеников, были бесконечно далеки от изначального устремления идеологов.