Школам предстоит обучить директоров основам менеджмента и подготовить бухгалтеров для работы в новой системе финансирования бюджетной сферы, сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в ток-шоу Светланы Сорокиной "Гражданская оборона", которое вышло в четверг.
Федеральный закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, был принят в трех чтениях Госдумой и одобрен Советом Федерации 28 апреля. Согласно документу, для учреждений, работающих на бюджете, предусмотрено три организационно-правовые формы с тремя степенями финансовой свободы: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные.
"Проблема заключается в том, что надо учить директоров школ, нам надо учить школьных бухгалтеров, нам надо организовывать для них специальные курсы. Нам надо вообще в значительной степени перестроить всю систему образования", - сказал Фурсенко.
По словам министра, с ведением нового закона форма финансовой отчетности образовательных учреждений станет проще.
Если раньше финансирование школ шло строго "по смете" и учреждение было заинтересовано только в том, чтобы расходовать все полученные средства максимально, не заботясь об эффективности, то в новой системе деньги будут поступать через субсидии на выполнение конкретного госзаказа.
"У нас есть госзаказ. Это означает, что точно прописано что ты должен сделать, какой должен быть результат, и за это дают деньги. Ты не можешь после этого попросить у родителей дополнительные деньги на то, чтобы улучшить качество обучения по этим предметам", - заявил Фурсенко.
По его словам, в школе могут дополнительно оплачиваться, например, второй иностранный язык или занятия художественной гимнастикой, которые преподаются помимо обычных уроков физкультуры. "Но три урока физкультуры - вынь да положь. Это государственный стандарт", - подчеркнул глава Минобрнауки РФ.
Преимущество перехода в автономные и бюджетные учреждения, по его мнению, состоит в том, что школам не нужно будет следовать всем статьям сметы, а сэкономив деньги, например, на потреблении электроэнергии, школы могут потратить их на собственные нужды.
"Кроме того, деньги, которые вы не истратили в этом году, можно перенести на следующий год", - сказал Фурсенко.
По его мнению, это позволит школам избавиться от "синдрома последнего месяца года, когда покупать надо все, лишь бы не пропали деньги".