Министерство образования и науки РФ на специальном сайте в интернете 1 декабря разместит обновленный законопроект "Об образовании" для обсуждения его с привлечением учителей, учеников, их родителей, а также СМИ, сообщил во вторник статс-секретарь, заместитель министра Иван Лобанов.
Новый документ заменит два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее и высшее, и дополнительное. Планировалось, что проект нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" будет рассмотрен и принят Госдумой до конца 2010 года. Однако министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что лучше пожертвовать сроками, но не допустить принятия документа, в котором будут противоречия.
Президент России Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта "Об образовании", подобное тому, которое ведется вокруг закона "О полиции".
"Первого декабря 2010 года планируется на сайте разместить новый вариант законопроекта", - сказал Лобанов, выступая в ходе общественного обсуждения законопроекта в Общественной палате.
По словам замминистра, обсуждение нового закона широким кругом будет проходить в течение трех месяцев, до 1 февраля 2011года. Такие сроки установлены поручением главы государства. "Акцент будет сделан на привлечение СМИ, в том числе профессиональных, на обсуждение среди учителей, учащихся", - сказал Лобанов РИА Новости.
В ходе обсуждения члены Общественной палаты рассмотрели ряд принципиальных поправок, которые они считают необходимым внести в законопроект. Значительная их часть касается дошкольного образования.
Так, представители общественности и эксперты в сфере образования уверены, что дошкольное и предшкольное образования не должны быть обязательными. Семья должна сама решать, стоит ли отдавать ребенка в детский садик или можно ограничиться так называемым семейным воспитанием. Кроме того, эксперты предлагают расширить перечень видов дошкольных образовательных учреждений, ввести формы смешанного типа, когда в воспитании ребенка тесно сотрудничают профессиональные педагоги и родители.
Законодательно, по их мнению, также стоит закрепить и возможность продления пребывания ребенка в детском садике до восьми лет, если это обусловлено его психо-физиологическим развитием. Эксперты также уверены, что обучение в первом классе с 6,5 лет нецелесообразно, поскольку до семи лет еще не формируется психологическая готовность к школьному обучению, возникают сложности в адаптации.
Что касается обучения в средней школе, то необходимо, по мнению экспертов, четко определить ежедневную максимальную нагрузку на учащегося, предусмотреть возможность психолого-педагогической и медико-социальной помощи в школе для любого учащегося.
Ряд предложений касается и профессионального образования. Так, по мнению председателя комиссии по образованию Общественной палаты, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, закон должен решить проблему псевдообразования в России, для этого, по его мнению, нужно обязать все образовательные учреждения открывать всю информацию об имеющихся ресурсах и результатах образовательной деятельности. Кроме того, необходимо привлекать внешние аттестационные комиссии при проведении итоговых экзаменов в вузах и техникумах.
"Сейчас это целиком делегировано вузу и техникуму. Государство представлено одной персоной, которой привозят дипломы, и она их подписывает. Мне кажется, это профанация", - подчеркнул Кузьминов.
Он также уверен, что фундаментальные исследования вузов должны целевым образом финансироваться государством. "Нам надо в законе записать, что фундаментальные исследования ведущих вузов финансируются государством наряду с финансированием Российской академии наук", - сказал ректор.
Знаете ли вы, что первый комнатный кондиционер, выпущенный в 1929 году, работал на аммиаке? Небезопасное вещество, используемое в таких приборах, пугало покупателей и тормозило развитие холодильной отрасли. После того, как в 1931 году был синтезирован безвредный фреон, развитие пошло довольно бурно. Были изобретены более 40 видов фреона, лишь некоторые из которых используются в современных холодильниках и технике. Остальные – промышленные химикаты.