Начальная военная подготовка (НВП) в советских школах давала достаточный для дальнейшей службы в армии объем знаний и навыков. В 90-е годы школа была демилитаризована, НВП отменили, оставив несколько часов школьной программы для изучения Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Вчерашние мальчишки, идя служить в армию, нередко в первый же год попадают в горячие точки.
О проблемах допризывной подготовки молодежи сегодня говорит в интервью РИА Новости начальник учебного центра вневойсковой подготовки “Каскад” Геннадий Коротаев.
- Геннадий Александрович, вы бывший военный и более 20 лет готовите мальчишек к службе в армии. Каково состояние этой подготовки сегодня?
- Она почти отсутствует. То, что входит сейчас в обязательную работу школ, это не подготовка к армии. Занятия по ОБЖ зачастую неинтересные и устаревшие. Мальчишки ни воротничок подшить, ни автомат разобрать не умеют. Да и за год армейской службы нельзя научить тому, на что нужно время. Как за год не подготовить хорошего доктора, учителя, так и бойца.
- Но ведь не все мальчишки хотят иметь строгую военную выучку. Кто-то стремится в университет. Быть может, существующей подготовки достаточно?
- Я не предлагаю сделать ее жесткой для всех. Но любой мальчишка, пусть он и не связывает будущую жизнь со службой Отечеству, должен уметь защитить себя и близких. На это они оказываются и не способны: их этому учили один раз в неделю. Человек может не стать военным, но основа дисциплины, закладываемая на этих уроках, пригодится ему в любой сфере.
Уроков ОБЖ должно быть больше, преподавание качественнее. Нужны современные методы обучения. Актуальные темы. К примеру, как вести себя в метро: на платформе стоять подальше от края и садиться в середину состава, не в первый - последний вагоны, в случае взрыва они страдают больше всего.
- Но кто будет преподавать?
- Это настоящая проблема. Кого только не встретишь среди школьных преподавателей ОБЖ - и физики, и физруки. В системе добровольной подготовки, в тех же патриотических клубах работают отставные сержанты.
А должны быть офицеры, военная интеллигенция - перед ребятами должен быть образец нормального военного. Армия не «дуболомство», в ней есть профессионалы, нужно их показать школьникам.
- С какого возраста вы принимаете мальчишек и чему их учите?
- С 12 лет и занимаемся на протяжении шести. Мы хотим научить молодых парней выживать, возвращаться после боевых действий в целости и сохранности. Этой задаче подчинены ежедневные тренировки и теоретические занятия.
Мы учим их, как можно защищаться и защищать кого-то. Ребята четко знают, где можно применять свои навыки, а где нет. Мы стараемся сформировать в них внутренний морально-психологический стержень, готовим к разного рода ситуациям. Например, после определенных событий, мы ввели курс «побег из плена».
- Как вы готовите подопечных?
- Боевые ситуации сложно смоделировать, мир меняется, способы ведения боевых действий тоже. Под одной разминированной миной сейчас может лежать еще десяток. Мы стараемся готовить на опережение.
Но начинаем с азов, в соответствии с детским здоровьем и возрастом. Некоторые ребята сначала и минуты пробежать не могут, а через год занятий им по силам километровые кроссы. Они и в лесу не заблудятся, и на снегу не замерзнут ночью: учим - как выжить. К концу обучения из десятка остаются один - двое, но это уже готовые бойцы.
- Что входит в теоретическую подготовку?
- Занятия разные. Есть очень простые: по какой части дороги идти, на каком расстоянии друг от друга, как вести себя в машине с открытыми и закрытыми люками.
На старших курсах информация серьезнее - рассказываем про кавказские конфликты, ваххабизм, его предпосылки и последствия. Ребята должны понимать: не каждый мусульманин ваххабит.Есть лекции о поведении в плену, правах пленных - они записаны в положениях конвенций международного гуманитарного права. Или оказались парни в чужой стране, и они должны четко знать, под какие законы они подпадают, находясь в военной форме российского солдата на чужой территории.
Занятия не сводятся только к физической и теоретической подготовке. Большое значение играет духовное воспитание. Его может дать православная церковь. Она заинтересована в воспитании у молодых ребят патриотизма, любви к Отечеству. И это не просто слова. С давних времен у каждого рода войск был свой святой покровитель. Военные уважали Священное Писание.
- Как вы сотрудничаете с церковью?
- Наша специальная база для сборов расположена в Ярославской области при мужском монастыре. Ребята получают навыки военного мастерства, опыт духовного общения. Воспитание молодого поколения и допризывная подготовка так и должны проходить: на стыке веры и образования.