Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает расширение школьной самостоятельности.
Как развивалась инициатива школ в позднем СССР и действует в новой России, в интервью РИА Новости рассказывает генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов.
- Алексей Борисович, ни для кого не секрет: исторически наша школа была лишена самостоятельности. Как она пришла к профессиональному сообществу?
- Действительно, в советское время ни о какой самостоятельности речи быть не могло. Существовала установка на то, что учителя работают на своих местах, и никаких профессиональных объединений, кроме сугубо официальных, быть не может. Просто собраться для обмена опытом без санкции «сверху» (а лучше по инициативе «сверху») было невозможно. Тем не менее потребность в создании профессионального сообщества была. Были школы плохие и хорошие, однако почему одна школа работает хорошо, а другая — не очень, понять было невозможно: все инициативы по обмену опытом носили официальный, формализованный и, соответственно, формальный характер. Учителей ни о чем не спрашивали, им указывали. Поэтому ничего удивительного нет в том, что сейчас школы с трудом становятся более самостоятельными.
Однако в 1987 году ситуация начала меняться, и история этих изменений показывает, что можно стать и более самостоятельными, и более инициативными. Тогда, с подачи редактора «Учительской газеты» Владимира Матвеева, началось движение клубов педагогики «Эврика». Это была первая за несколько десятилетий образовательная инициатива, которая шла от профессионального сообщества — учителей и директоров школ. Люди стали собираться на встречи, обмениваться опытом. Профессиональное сообщество стало открыто говорить о школе — это было революционное достижение.
- Давало ли это какие-то реальные результаты для развития образования?
- Разумеется. Эти результаты сохраняются и по сей день. Все современные авторские школы идут оттуда — с конкурсов авторской школы «Эврика». Тогда были заложены все использующиеся сейчас инновационные методики, в основе которых лежат интерактивность, проектные методы, диалогический метод. Понятия «проектный» тогда, разумеется, не было, но смысл в такой деятельности видели.
В 1987 году на первый конкурс авторской школы было представлено несколько экспериментальных проектов. Это школа Дмитрия Лебедева, где в основе преподавания лежало изобразительное искусство, весь педагогический процесс шел от визуализации, школы Николая Гузика и Анатолия Пазухина, ориентирующиеся на практику и развитие инициативы — в этих школах были мастерские, различные клубы, у Гузика была даже маленькая фабрика. Наконец, школа Евгении Ереминой, где обучение строилось на методике Эльконина-Давыдова, которая сейчас лежит в основе работы многих экспериментальных российских школ.
Тогда же учителя и школьные директора, входившие в «эвриканское» движение, стали активно изучать зарубежные подходы к обучению — к примеру, педагогику Марии Монтессори и другие.
Эта практика сохранилась и развивается. С Институтом проблем образовательной политики «Эврика», выросшим из «эвриканского» движения, работают более 600 школ по всей России.
- В чем сейчас проявляется их самостоятельность и инициатива?
Хотя бы в том, что, когда был принят закон об автономных учреждениях, эти школы стали первыми переходить на новые организационно-правовые формы и оказались более готовыми к переменам.
Сейчас эти школы активно сотрудничают с Министерством образования и науки, на них «обкатыватся» новые образовательные методики, они первыми участвуют в различных экспериментах, постоянно предлагают что-то новое. Разумеется, на протяжении этих двадцати лет развития состав этих школ поменялся — некоторые работают с самого начала и сохраняют прежнюю активность, некоторые «выпадают». Думаю, это нормально. Далеко не все школы должны быть экспериментальными площадками.
- Как вы считаете, что нужно сделать для развития инициативы в школах?
- Основной шаг был сделан в 1980-е — школу «вывели из подполья», было создано профессиональное сообщество, и сейчас оно имеет некоторое влияние. Школы, тяготеющие к методикам «Эврики», выступают в образовательном сообществе как эксперты, которые могут не только сказать, что именно не так с той или иной инициативой, но посоветовать, что и как следует делать.
Выдвинутый «Эврикой» проект образовательного стандарта, созданный на основе результатов работы авторских школ, на равных конкурировал с победившим стандартом РАО и оказал некоторое влияние на итоговый проект стандарта.
Сейчас ничто уже не мешает развитию самостоятельности школ, напротив, Минобрануки работает в этом направлении, активно привлекает экспериментальные, авторские школы к сотрудничеству. Большую роль в их развитии сыграли комплексные проекты модернизации образования, привлекшие к образованию больше внимания и средств. Сейчас, на мой взгляд, есть все условия для развития в школах инициативы.
У каждого человека должно быть хобби! Как уверяют психологи, хобби позволяет найти свое место и значительно снижает риск срыва на работе. Ведь в самый сложный момент всегда можно вспомнить о любимом увлечении и все сразу становится приятнее. И даже не важно, какое у вас хобби, будь то разведение перепелов или собирание марок, главное чтобы оно приносило удовольствие вам.
Российские школьники завоевали медали на Международной физической олимпиаде
Как отличить хороший детский лагерь от плохого
Всероссийский педагогический форум стартовал в Петербурге