Школа

четверг
30 марта, 2017

Речевая школа – приговор или шанс?

Не успели вы оглянуться, а вашему ребенку уже шесть лет. Скоро в школу. В его жизни начинается новый и очень важный этап.

 

Для одних детей школьная жизнь будет наполнена радостью, а для других она станет настоящим испытанием. Заканчивается первый класс, а ваш ребенок так и не научился писать и читать. А еще и одноклассники потешаются над его речью. И вы слышите, наполненные болью слова: «Мама, я не пойду в школу…».  В чем же дело? Как помочь ребенку испытать радость от учебы и получить необходимые знания?

 

Важнейшей составляющей готовности малыша к обучению в школе является его речевое развитие. Эта готовность формируется задолго до поступления в первый класс. На сегодняшний день статистика показывает, что многие дети имеют те или иные речевые нарушения и процент детей с задержкой речевого развития год от года неуклонно растет.        

 

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним ещё до школы. Тем самым вы предотвратите неуспеваемость его в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем лучше будет ее результат. Но если все же этого не произошло или ребенок имеет тяжелое речевое недоразвитие, то таким семьям может быть предложено, обучать своих детей в речевых школах.

 

Зачастую родителей пугают речевые школы. Они, видимо, считают, что эти учебные заведения сильно отличаются от общеобразовательных школ. А еще и словосочетание коррекционная школа наводит страх. Да и добрые соседи никак не могут угомониться: «В таких школах обучаются дети с отклонениями, а ваш ведь не дурачок. Пойдете в школу и все будет хорошо». Можно, конечно же, предположить, что он и в обычной школе научится хорошо говорить, но скорее это маловероятно, даже, если в школе есть логопед. Ведь с таким ребенком надо постоянно и усиленно заниматься.

 

Ведь не секрет, что бытует мнение, среди не сведущих людей, что дети, обучающиеся в речевой школе, якобы, имеют выраженные отклонения в развитии. Я считаю, что думать нужно не о соседях, а о своем ребенке.

 

В специальную (коррекционную) школу V вида принимают детей, имеющих тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, тяжелое фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения лексико-грамматического строя речи, письма и чтения), с сохранным физическим слухом и интеллектом.

 

В основе образовательного процесса в речевой школе лежит  единство обучения, воспитания, развития и коррекции.

 

Помимо образовательных задач важнейшей целью является преодоление речевого и, связанных с ним, особенностей психического развития, воспитание личности, способной адаптироваться к жизни в современном обществе и успешно реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

 

В учебном плане речевых школ увеличено количество часов на изучение русского языка и развитие речи, а в начальных  классах введен предмет «Произношение». Важнейшей составляющей учебного плана является «Коррекционно-адаптационная область», которая включает индивидуальные и групповые логопедические занятия, логоритмику в начальных классах и факультативы коррекционной направленности в старших классах.

 

Самым сложным и ответственным периодом в обучении детей с нарушениями речи является начальная школа. Первый год обучения для ребенка с речевой патологией становится диагностическим. В первые два месяца обучения первоклассники проходят углубленное обследование. При этом уточняется структура речевого дефекта, прослеживается динамика развития основных психических функций и компенсаторных механизмов. Исходя из этого, составляется индивидуальная программа коррекционной работы и дальнейшего обучения для каждого ученика.

 

Наполняемость классов доходит до 12 человек. Очень важно, что в каждом классе начальной школы учителем работает специалист-логопед. Именно это позволяет реализовать принцип единства обучения, развития и коррекции. Обучение ведется по программам и учебникам общеобразовательной школы, только для предмета «Произношение» есть специальный учебник для школы V вида. Учитель-логопед в процессе работы видит, с какими трудностями сталкивается ребенок в овладении знаниями, и на дополнительных часах логопедии после основных уроков проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

 

На помощь педагогам приходят психолог, логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, а также врач-невролог, медсестра, инструктор ЛФК, валеолог. У каждого из этих специалистов свои задачи, но цель одна – помочь ребенку справиться с трудностями и как можно лучше освоить учебную программу.

 

Успешность и результативность обучения зависит и от осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к коррекции речевых нарушений.

 

Важнейшей составляющей успешности и результативности обучения ребенка с нарушением речи, является роль родителей, как полноправных участников образовательного процесса. Родителям следует четко понимать, что учеба для ребенка с нарушением речи – тяжкий труд. Ему нужна постоянная помощь, поддержка, направленность на успех – тогда не пропадет желание учиться. Родители вправе рассчитывать на хороший результат, если пройдут весь сложный путь обучения в школе вместе со своим ребенком.

 

Дети, у которых в ходе обучения и коррекционной работы нормализуется речевая деятельность, могут продолжить свое обучение в обычной общеобразовательной школе.

 

Речевая школа – это шанс для определенной категории детей, шанс справиться со своими проблемами с помощью специалистов, получить базовое образование и состояться в жизни.

 

МБОУ СОШ № 74

 Учитель-логопед Абдюкова Римма Маратовна


© 2009 ООО «НПО «Электронный университет».
Газета «Образование: путь к успеху». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-32232 от 09 июня 2008 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на газету " Образование: путь к успеху " обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.