Когда в школе наступает самая горячая пора – конец учебного года - директору, в должностные обязанности которого входит составление годового плана работы, предстоит трудоёмкая и ответственная работа по его написанию.
Составление годового плана работы предполагает в первую очередь комплексную оценку состояния дел в школе за предыдущий учебный год, определение задач и перечня основных мероприятий по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в следующем учебном году.
Перед составлением годового плана работы необходимо еще раз открыть перспективный план школы или концепцию развития школы и осмыслить или переосмыслить стратегические задачи, стоящие перед школой в новом учебном году, так как они будут фундаментом годового плана работы. Чтобы каждый год не выполнять одну и туже работу, составьте циклограмму - сетку ежегодно проводимых мероприятий по всем направлениям работы.
Это облегчит вам планирование и в последующие годы. Так, например, в разделе « Комплексный план-график внутришкольного руководства и контроля» в сентябре изучается уровень преподавания молодых и вновь прибывших учителей, в октябре – преемственность в обучении учащихся 1, 5, 10 классов , в ноябре - система работы аттестуемых учителей и др.
Самый первый раздел плана – анализ работы за прошлый учебный год, определение целей и задач на предстоящий учебный год. Поэтому особенно важно провести грамотный анализ учебно-воспитательного процесса, научно-методической работы, руководства и контроля, воспитательной работы.
Выявленные достижения создают положительный социально-психологический фон, а их анализ и осмысление путей решения оставшихся трудностей обеспечивает эффективное развитие образовательного учреждения в дальнейшем. Чтобы сделать анализ более объективным, администратору необходимо собрать и переработать огромное количество информации. Предлагаю следующие пошаговые действия:
-собеседование с членами родительского комитета и Попечительского совета школы;
-изучение контрольно-аналитических материалов заместителей;
-изучение протоколов проверок и актов профсоюзного комитета школы;
- изучение отчета о состоянии здоровья учащихся школьного врача и анализ лечебно- профилактической работы в школе;
- изучение итогов мониторинга учебно-воспитательного процесса в школе глазами учащихся;
-анализ работы школьной библиотеки и школьного психолога;
- анализ результатов ЕГЭ и ГИА, срезов за год;
- изучение протоколов смотра школьных кабинетов и творческих лабораторий учителей;
- предварительный просчет ресурсной базы, необходимой для задуманных преобразований
При сборе информации с сотрудников школы не перегружайте их разного рода отчётами, помните, об этом позаботятся вышестоящие инстанции, а просите их выделить самые главные проблемы и наметить возможные, на их взгляд, пути решения. Чтобы КПД плана стал более высоким, руководителю необходимо вовлечь в аналитическую работу как можно больше сотрудников школы, это сэкономит время и силы, так необходимые в конце года.
Весь анализ целесообразно проводить по задачам и рассматривать их решение через призму руководства и контроля и научно-экспериментальной работы в школе. Анализ не должен быть бесфамильным, а чтобы он стал «живым», можно привести несколько ярких примеров. Особенно ценным получается материал при делегировании полномочий контроля членам профсоюзного комитета школы, руководителям ШМО и просто коллегам по работе, так как создается не субъективное мнение члена администрации, а мнение педагогического коллектива.
Изучив весь представленный материал, руководитель выбирает рациональные зерна, определяет перечень мероприятий по каждому разделу работы, сроки исполнения, ответственных, форму и место подведения итогов.
На практике мы часто сталкиваемся с тем, что план существует на бумаге, а его составляют, используя шаблоны из различных методических пособий, вписывая туда массу ненужных мероприятий, которые часто не исполняются или исполняются совсем в иные сроки. Планируйте 3-4 объекта контроля на одного члена администрации и столько же крупных мероприятий (не считая текущих дел). Если запланировать больше, то либо контроль будет поверхностным, либо мероприятия плохо подготовленными.
Башкатова Л. Н., директор школы № 130 города Казани республики Татарстан