Речь – это форма общения людей, благодаря которой формируются и формулируются мысли. Речь позволяет людям познавать окружающий мир и передавать свои знания друг другу.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется в первые годы его жизни и развивается в дальнейшем. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется в первые годы его жизни и развивается в дальнейшем.Все дети начинают говорить в разное время. Если малыш слышит правильную речь окружающих, с ним много разговаривают, ему читают книжки, помогают научиться произносить звуки родного языка, то к 6-7 годам он умеет правильно строить фразы, чётко произносит все звуки родного языка, словарный запас его становится достаточно богатым, чтобы успешно обучаться в школе. Он без труда усваивает новую для него письменную речь, начинает правильно читать и писать.
Родители должны внимательно следить за развитием речи ребенка и в случае необходимости еще до поступления малыша в первый класс непременно обратиться к специалистам, чтобы определить пути коррекции речевых дефектов. Если все же в силу тех или иных причин родители не смогли этого сделать, они имеют возможность получить квалифицированную помощь в школе, обратившись к школьному логопеду.
В сентябре месяце, когда малыши поступают в первый класс, логопед проводит диагностическое обследование их речи, что позволяет ему своевременно выявить детей с различными речевыми нарушениями, нуждающихся в его помощи. Далее, в зависимости от речевой патологии, он разделяет детей на подгруппы и работает над коррекцией этих дефектов. Коррекционные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. В конце учебного года с 15 по 30 мая логопед проверяет письменную речь школьников. Он выделяет учеников, которые не справляются с усвоением письменной речи, оповещает их родителей о необходимости логопедической помощи, знакомит с графиком коррекционных занятий.
Родители также имеют возможность побеседовать с логопедом, получить разъяснения по интересующим их вопросам в консультативные часы. В случае необходимости он направляет их на консультацию к узким специалистам. Логопед взаимодействует и с педагогическим коллективом своей школы для разработки единого подхода к коррекции развития учащихся. В течение года он посещает уроки русского языка и литературы своих детей для выработки единой направленности в своей работе и работе учителя с учащимися, имеющими нарушения речи.
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Основным помощником в этом нелегком пути является логопед. Логопед не только открывает ребёнку неограниченные возможности общения, он является проводником малыша в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей, ощущению себя полноценным человеком.
Учитель-логопед МБОУ СОШ № 74
Абдюкова Римма Маратовна