Ежегодно ВУЗы нашей страны выпускают около 1,2 млн. «специалистов», 40% из них составляют юристы и экономисты. При этом 80% выпускников не работают по специальности.
Цифры действительно ужасающие. Получается, что нам не нужны «ёристы и ёкономисты» в таком количестве, а в стране по-прежнему их штампуют. Что же делать? В этом вопросе я решил рассказать вам о письме, полученного от Резяпова Виктора Семеновича, заслуженного учителя проф.тех.образования РФ, который не понаслышке понимает и, как мы надеемся, знает что нужно делать для того чтобы в стране было достаточно востребованных специалистов всех мастей, которые бы нашли себя и не шли бы работать продавцами мобильных телефонов после получения диплома, абсолютно не касающегося торговый сферы.
Виктор Семенович пишет о том, что в выступлении президента РФ Владимира Путина, где он ставит в число основных приоритетов руководства России ввести в строй новые производственные мощности и обеспечить 25 миллионов россиян дополнительными рабочими местами. Естественно, возникает необходимость эти места заполнить профессионально обученными рабочими руками. Об этом и говорилось на прошедшем заседании госсовета РФ по проблемам и мерам реализации восстановления лучшей школы последнего столетия – профессионально-технических училищ.
Школы трудовых резервов сыграли выдающуюся роль, прежде всего в воспитании и перевоспитании беспризорных и полубеспризорных молодых подростков. Училища стали прибежищем обездоленных «пацанов», обретших, наконец, какую-то в жизни перспективу. Училища сделались уникальной лабораторией многих педагогических исследований. Трудовое воспитание стало основным разделом педагогической науки.
Во время войны учащиеся ФЗУ внесли неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистской Германией. В ПТУ, впервые для лишенных подростков, появилась возможность заниматься техническим творчеством, организованным трудом, спортом и художественной самодеятельностью. Это был самый результативный способ здорового воздействия на нашу подростковую часть населения. Но, к сожалению, дорого обошлась нам перестройка, когда стали в массовом порядке закрывать ПТУ по всей стране. Несмотря на это, очень радует, что государство на данный момент делает попытки поправить эту ошибку и решить проблему.
Для осуществления поставленных задач, Виктор Семенович считает необходимым следующее:
1. Возродить в СМИ (на радио, телевидении и в кино) пропаганду престижных рабочих профессий, настойчиво формируя мировоззрение молодых людей о необходимости трудового воспитания.
2. В целях разумной профориентации, ПТУ должны быть в составе крупных высокорентабельных фирм, объединений и акционерных обществ. Подобный опыт успешно существует в Германии, и был у нас в Башкирэнерго. ПТУ «Башкирэнерго» было флагманом училищ республики и РФ, где за счет применения правильной методики обучения и воспитания выпускались здоровые и нравственно воспитанные молодые профессионалы-рабочие (закрытие такого учебного заведения было морально-нравственным преступлением, считает Виктор Резяпов!).
3. Поднять на высокий уровень сельские профтехучилища, обратив особое внимание на подготовку основных профессий для сельского хозяйства: слесарей, комбайнеров, трактористов, сварщиков и др. с выделением земель под учебные цели, а также внедрение передовых технологий возделывания с/х культур.
4. Реконструкцию старых и строительство новых ПТУ проводить строго соблюдая современные требования учебно-материальной базы.
5. Будущий рабочий должен, прежде всего, быть здоровым физически и нравственно. Для этого требуется выполнение единых требований для всех: педагогического коллектива, учащихся и родителей. Не стоит забывать и апробированные методы, особенно такой как – наставничество.
6. Силами опытных педагогов и руководителей учебных заведений организовать курсы подготовки и повышения квалификации молодых преподавателей, воспитателей, мастеров профессионального обучения и руководителей. Привлекая для этой работы заслуженных учителей профтехобразования России и РБ.
7. Выделять специальные помещения для республиканских выставок технического творчества профтехобразования, обеспечить её финансирование. Организовать учебно-методический кабинет профтехобразоваия, где главенствующим в работе должно быть изучение, обобщение, внедрение и распространение передового опыта, лучшей методики.
Фанис Ахметов