О необходимости создания в регионе эффективной системы высшего образования говорил на пленарном заседании кадрового форума «Региональные аспекты модернизации: новые люди, новые решения» ректор Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Раиль Асадуллин.
В своем выступлении он отметил, что масштабная модернизация страны оказывает мощное воздействие и на систему образования. С одной стороны, разрабатываются и внедряются инновационные стратегии подготовки специалистов, с другой — возникает колоссальный дисбаланс между спросом и предложением. Как подчеркнул ректор БГПУ, несоответствие рынка профессиональной высшей школы реальному рынку труда выливается в «бум» высшего образования и приводит к сокращению учреждений среднего и начального профессионального образования. При этом Раиль Асадуллин обратил внимание на то, что сфера высшего образования переориентировалась с подготовки инженерно-технических кадров на удовлетворение резко выросшего спроса людей, желающих стать, в первую очередь, юристами, экономистами и управленцами.— В итоге мы имеем очевидное перепроизводство определенных категорий специалистов сомнительной квалификации при острой нехватке специалистов-профессионалов, — сказал Раиль Мирваевич. — Таким образом, рынок труда и рынок услуг профессионального образования развиваются сами по себе, отдаляясь друг от друга, хотя, по логике, должны идти по пути сближения и интеграции.
По мнению Раиля Асадуллина, созданные в России федеральные университеты отчасти решают эту проблему.
— Преимущество данной программы состоит в том, что она охватывает относительно небольшое число количественных параметров и стремится привести структуру образования в соответствие с тенденциями современной экономики и производства, — отметил ректор. — Вместе с тем, опора исключительно на количественные экономические показатели не позволяет в полной мере учесть текущие и отдаленные качественные изменения социума и, как следствие, системы профессионального образования.
Так, при переходе системы образования на уровневую подготовку кадров возникают вопросы, связанные с адаптацией выпускников бакалавриата к условиям конкретного производства. Один из них – «где они должны получать доспециализацию».
Раиль Асадуллин подчеркнул, что сегодня в республике не перестроен рынок послевузовского образования, когда кроме степени магистра можно получить дипломы ЭМ БИ АЙ, ДИ БИ АЙ и других профильно ориентированных программ. И главное, существующая прогнозная модель построена без учета специфики развития региона и слабо учитывают региональные прогнозы рынка труда и согласованного с ним рынка образовательных услуг.
— Сегодня профессиональное образовательное учреждение действует одновременно на двух рынках – на рынке труда, где потребителями являются предприятия и организации различных отраслей экономики, и на рынке образовательных услуг, где потребителями выступают учащиеся и студенты, — сказал ректор педвуза. — Соответственно эффективность вуза должна оцениваться с точки зрения конкурентоспособности выпускника, создания условий для непрерывного образования в системе «бакалавриат – магистратура – последипломное образование», формирования механизмов социального партнерства между работодателем и вузом. Раиль Асадуллин считает, что необходимо создать модель регионального, вертикально интегрированного профильного университета, которая на практике может быть представлена несколькими вариантами.
Первый – объединение образовательных учреждений, реализующих разноуровневые образовательные программы в ассоциацию или комплекс с созданием координирующего органа при головном образовательном учреждении, в который также должны войти представители работодателей. По мнению Раиля Мирваевича, преимущества данной модели заключаются в том, что при сохранении юридической самостоятельности образовательных учреждений появляется нормативный механизм для согласования государственного заказа на подготовку специалистов, позволяющий отказаться от перекрестной, либо дублирующей подготовки. В результате формируется система внутреннего прогнозирования необходимого количества компетентных специалистов, востребованных конкретным сектором рынка труда.
Второй вариант – реорганизация образовательных учреждений путем их присоединения к головному вузу. Преимущества этой модели заключаются в повышении экономической эффективности функционирования образовательных услуг за счет оптимизации административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.
— В структуре профильного образовательного кластера — производство, наука и образовательная среда вуза становятся единым пространством и позволяют осуществлять учебный процесс в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности, — считает Раиль Асадуллин.