Новости вузов

суббота
17 марта, 2018

Грачева: переименование системы образования в РФ не приблизит к Западу

23 января 2011

Версия для печати

Размер шрифта

Российские вузы с нового учебного 2011/2012 года перейдут на новую систему высшего образования - бакалавр-магистр.

 

Знания многих студентов и абитуриентов о новых принципах обучения ограничиваются тем, что главное отличие между бакалавром, специалистом и магистром - в продолжительности обучения (четыре года, пять и шесть лет соответственно). О системе подготовки и нюансах нового закона об образовании рассказала корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой проректор по учебной и воспитательной работе Московской государственной юридической академии (МГЮА) имени Кутафина Елена Грачева.

- Елена Юрьевна, насколько оправдано для России введение новой системы высшего образования?

- Конечно, есть определенные опасения, связанные с масштабным преобразованием системы в нашем образовании. Введение такой системы вполне оправдано, потому что большинство стран мира посчитало рациональным и возможным внедрение аналогичной системы, и я думаю, что мы тоже должны пойти по пути, апробированному, проверенному и показавшему свои положительные результаты. Другое дело, что вводить систему нужно с учетом российских традиций, особенностей. Безусловно, подобная система имеет как положительные, так и отрицательные стороны. По возможности надо учесть негативный опыт, который имеется в зарубежных странах, и постараться не допускать подобных ошибок. А позитивный потенциал, заложенный в системе, можно и нужно использовать.

- При двухуровневой системе студент может отучиться четыре года в одном вузе, а затем перейти в магистратуру в другой…

- Мне кажется, это хорошая возможность. После получения базового образования в одном из вузов у студента появляется возможность выбора подходящих ему магистерских программ в других учебных заведениях. В рамках этой системы предоставляется привлекательная возможность выбора конкретной магистерской программы. Мобильность и вариативность выбора - большой плюс данной системы. Перед вузом встает задача разработки таких магистерских программ, которые будут известны и привлекательны не только своим выпускникам, но бакалаврам и магистрам других вузов. Решение этой задачи предъявляет самые высокие требования к качеству преподавания, к профессионализму преподавателей.

- Откроет ли новая система подготовки двери в Европу для наших магистров?

- Я думаю, для того, чтобы нам стать ближе к Западу, недостаточно переименовать своих выпускников в бакалавров и магистров, нам нужно учесть довольно много требований, которые содержатся в образовательных стандартах. Это длительный путь.

Мне кажется, когда мы говорим о повышении качества образования, мы должны заботиться о своей стране и подготовке высокопрофессиональных специалистов для нее, а не о том, чтобы подготовленный специалист уезжал в Европу. Нужно сделать все, чтобы ему было интересно работать у нас. К сожалению, подобных примеров в последние два десятилетия было немного. Необходимо менять ситуацию, и двухуровневое образование даст нам возможность выйти на общемировой уровень подготовки специалистов, но повторяю, для себя и своей страны.

- Кому больше нужна такая система - студентам или работодателям?

- Думаю, что правильно поставленная система образования, отвечающая всем современным требованиям подготовки специалистов, нужна всем: студентам и работодателям. Например, в этой системе предусматривается заметное увеличение числа семинарских и практических занятий в отличие от лекций, которые преобладали ранее. Преподаватель будет чаще работать с группой в 20 или 30 студентов, а не с потоком, в 100 или 300 человек, заниматься не просто опросом, а ставить задачи, которые будут коллективно обсуждаться и решаться. Обучение студента работе с законодательством, составлению юридических документов - это то, чего ждет от нас работодатель: подготовку специалиста, обладающего практическими навыками.

- Ваш вуз готов перейти на новую систему обучения?

- Мы готовы к переходу на двухуровневую систему. Но, по сути, нас ждет изменение идеологии во всей системе образования. А идеология формируется не сразу, поэтому требуется колоссальная работа преподавателей, которые в новых условиях смогут подняться на новый уровень и готовить студентов с учетом принципиально иных требований. Меньшее число лекций, больше семинарских и практических занятий, подготовка специалистов к работе, к практике. Нужны годы для того, чтобы эта система стала для нас привычной. Поэтому переход, "ломка" одной системы и формирование другой - это не простой, длительный путь.

- Елена Юрьевна, еще одна не менее интересная тема - новый закон об образовании. Расскажите о позиции вашего вуза?

- В законопроекте многое нами поддерживается, и он представляет собой законодательный акт, который пытается системно решить накопившиеся за последние годы проблемы в образовании. В то же время, в нем есть ряд положений, к которым мы относимся достаточно критически. В первую очередь, это касается статуса преподавателя и учащегося. В настоящее время недостаточно четко сформулированы позиции о преподавателе, как научном работнике. Нечетко сформулированы требования к взаимоотношению вуза и студента.

- Можно подробнее…

- Например, предполагается строить отношения на неких договорных основах. Но мы прекрасно понимаем, что студент, который не выполняет требований вуза и не учится, должен быть отчислен, а если мы строим отношения только на договорных началах, согласно законопроекту мы не можем расторгнуть договор в одностороннем порядке и отчислить нерадивого студента. Здесь требуются самые серьезные доработки.

И еще один момент, на который мы сразу обратили внимание. В новом законопроекте об образовании предусматривается введение иной системы образовательных учреждений, и в настоящее время она включает в себя университеты, институты и колледжи. Из нее выпал такой вид учебного заведения, как академия, поэтому встал вопрос, как быть с образовательными академиями. В одном из первых вариантов законопроекта было предусмотрено введение профильного университета, но в настоящее время этот термин из законопроекта исчез. Поэтому нами подготовлен ряд предложений по сохранению данного вида учебного заведения, а также введению понятия "профильный университет". Сформулированные нами предложения находятся и в Госдуме, и в Совете Федерации. Ректор нашей Академии Виктор Блажеев входит в рабочую группу, которая будет учитывать поступающие замечания и предложения по внесению изменений в этот законопроект, и нам верится, что эта проблема будет решена.

- Как Вы считаете, помогут ли общественные обсуждения в подготовке закона?

- В рабочую группу, которая должна обобщить все предложения, поступившие в результате общественного обсуждения, вошли крупнейшие специалисты, юристы, представители многих учебных заведений, практики, работодатели - люди, которые знают проблемы системы образования, и мне хочется верить, что эти обсуждения дадут свой положительный результат.

 


А знаете ли вы, что регистрация ип услуга, которую можно заказть? Это позволит вам передать все хлопоты по регистрации специализированной компании, которая за вас все сделает. Стоимость подобной услуги, как правило, не высока, но в то же время, гарантии и надежность зависят от сотрудников компании.

 

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.