Вуз

вторник
21 ноября, 2017

Если технологии есть, то они должны работать!

Интервью с первым проректором по управлению знаниями МУБиНТ, заслуженным работником высшей школы РФ, кандидатом технических наук, доцентом, Сергеем Васильевичем Разумовым.

 

ЯРОСЛАВЛЬ – ДЕЛОВОЙ, ТУРИСТИЧЕСКИЙ, ИННОВАЦИОННЫЙ 

 
- Сергей Васильевич, расскажите нашим читателям, что такое МУБИНТ.
 
- Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) это единственный самостоятельный негосударственный вуз на территории Ярославской области. Мы существуем с 1992 года. МУБиНТ – это вуз, который позиционирует себя, как образовательное учреждение, реализующее образовательные программы всех уровней. В нашей структуре есть лицей – это общее среднее образование, есть колледж – уровень среднего специального образования. Ну, и конечно, высшее образование: мы ведем подготовку по 19 программам в основном управленческого экономического профиля, кроме того юридическое направление, экономика управления на предприятиях с четко выделенными специализациями. Мы готовим специалистов для машиностроения, нефтегазовой отрасли, сейчас у нас есть такая интересная и востребованная специальность, как «земельный кадастр». Это действительно серьезное направление, и мы его системно развиваем.
 
В планах в ближайшем будущем открыть специальность «градостроительство». В Ярославле есть хорошая школа архитекторов, но градостроительство –  это другая сфера, это проектирование городской среды. Сейчас это очень важное направление, и не так много хороших специалистов мы сегодня имеем в этой среде. Для того чтобы вести подготовку таких кадров, мы уже заключили договор с Академией архитектуры России – это сообщество профессиональных архитекторов, которое нас поддерживает. Тем более что Ярославль – уникальный город. Центр Ярославля является архитектурным памятником, и потому сохранять и развивать архитектурную среду в таком городе – очень важная и почетная задача.    
 
- Да, город уникальный, ведь в этом году мы отметим тысячелетие Ярославля. Вы принимаете участие в праздновании это события?
 
- Конечно, вообще мы первые, кто начал что-то делать. Пять лет назад мы участвовали в разработке сценариев празднования, и предложенная нами концепция была принята, как официальная концепция праздника.
 
- То есть, будете командовать парадом?
 
- Да, наши идеи заложены в организацию этого мероприятия. Подготовка проходит под девизом «Древний город, устремленный в будущее». Это основа нашей программы.
 
- Интересное сочетание времен.
 
- Да, это действительно так. С одной стороны традиции в Ярославле бережно и любовно сохраняются, а с другой – наш город очень активный и по уровню инновационной привлекательности является одним из лидеров в регионе. Во-первых, Ярославль – деловой город, поэтому в программе заложены два крупных события. В начале сентября пройдет большая международная конференция по проблемам развития взаимопонимания между народами. Конференция проводится во второй раз под эгидой президента Российской Федерации, и в этом году она откроет праздничные мероприятия. На уровне глав государств и правительств приезжают представители стран Европы и Америки. Затем пройдет открытие тех комплексов и объектов, которые были построены к юбилею города. Проекты касаются и социальной сферы, и сферы культуры. Это и гостиничные комплексы, ведь Ярославль – город туристический. Волга предполагает большой поток туристов, да и сам город фактически – центр Золотого кольца.
 
- Что еще в программе празднования?
 
- В течение трех дней пройдут большие театрализованные представления. Все начнется на стадионе, а продолжится во время менее крупных мероприятий на различных площадках. Событий будет много. Завершится празднование в начале ноября. 2-3 числа пройдет большой форум «Инновации. Бизнес. Образование» под эгидой губернатора Ярославской области. В нем примут участие не только крупные вузы, но и различные министерства, научные организации. Главная задача этого форума, который станет завершающим аккордом праздника, – решить в каком направлении должен развиваться регион, как должна строиться региональная политика, и что должны делать власти, люди культуры, науки и образования, бизнеса для того, чтобы выступая консолидировано обеспечить устойчивое развитие региона в этот достаточно непростой период.
 
Мы перестали говорить о кризисе, но ведь кризис никуда не ушел. Он сделал свое дело, и для нас сейчас важно сделать выводы и разработать достаточно эффективную и ускоренную программу развития региональной экономики, прежде всего за счет развития малого предпринимательства.  
 

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

 
- Желаем Вам удачи в решении столь важных задач. Но давайте вернемся в сферу образования. Скажите, каким вы видите портрет современного вуза? Кто вправе назвать себя таковым?
 
- У нас есть свое четкое представление. Современным вузом может считаться инновационный вуз, который не только решает задачи эффективной и качественной подготовки специалистов для экономики, но и позиционирует себя, как активный субъект социально-экономических процессов в регионе и в стране. Сегодня вузы должны участвовать в этих процессах на равных, так же как предприятия и различные другие структуры. Мы должны ощущать себя партнерами.
 
В отличие от западной практики, до недавнего времени российские вузы считали себя некой отдельной социальной сферой, куда только нужно вкладывать деньги. Сегодня они должны производить то, что они могут – интеллектуальную продукцию, но не тешить себя тем, что этого достаточно. Из пассивного режима пора переходить в активный. Если мы соответствуем такому образу, значит, мы можем назвать себя современным вузом.
 
- Сегодня многие говорят о кризисе в сфере образования: неблагоприятная демографическая ситуация, закрытие некоторых вузов. Как решать эти проблемы?
 
- На самом деле центральный регион считается в достаточной степени депрессивным в плане демографической ситуации. Там более жестко все эти процессы обозначились, цифры более тяжелые. Здесь опять вопрос в том, как реагировать. Или мы сидим и говорим: «Ах, как ужасно, как мало абитуриентов». Или мы ведем себя как активный вуз и занимаемся развитием дополнительного образования, активно участвуем в этом процессе. Выходим в отдаленные регионы, туда, где нет образовательных услуг высшего образования, и даем возможность учиться там, с помощью удобных технологий.
 
Мы в любое время, независимо от условий и кризисов, должны системно и последовательно реализовывать свою миссию вуза, обеспечивающего качественное образование в удобное время в удобной форме в соответствие с запросами клиента и потребностями экономики.

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

 
- Кстати, об удобных технологиях. Дистанционное образование многие до сих пор воспринимают скептически, говорят, что это скорее мода…
 
- Давайте посмотрим. Вот Вы же тоже относитесь к тому поколению, которое родилось после изобретения персонального компьютера. То есть я, например, явный «эмигрант», ведь я родился и жил до этого времени в эпоху иных технологий. А вот Вы уже «местный житель». Вы привыкли получать информацию, привыкли общаться с помощью компьютера. Для Вас это естественные процессы?
 
- Конечно, это мой мир, моя работа, все связано с этим.
 
- Ну, так вот, система электронного обучения  E-learning – это не самоцель, а эффективное использование тех инструментов, которыми мы сегодня обладаем.
 
На самом деле никто об этом не задумывается, но знаете, в XV веке, когда стало развиваться книгопечатание, в университетах происходили аналогичные процессы. Тогда говорили, что печатная книга – ненастоящая, что настоящим может быть только рукописное издание, а все иное – от лукавого. Но, тем не менее, мы же видим, к чему мы пришли. Скепсис – это совершенно нормальное явление.
 
Мы не являемся апологетами той или иной технологии, мы говорим о том, что если технологии есть, то они должны работать, и их нужно использовать. Проблема России сегодня не в том, что у нас слабо развиты интернет-сети, и не в том, что у нас мало компьютеров на тысячу жителей. Не в этом дело. Компьютер для нас до сих пор – пассивный инструмент, он еще не стал мощным технологическим ресурсом.
 
- То есть он пока на уровне «главного украшения стола»?
 
- Да, это удобная печатающая машинка, хорошее средство коммуникации. Но мы хотим, чтобы он стал технологическим инструментом, чтобы его преимущества можно было использовать.
 
- Как Вы считаете, что мешает традиционному подходу к образованию?
 
- Я скажу одну вещь, которая, может быть, прозвучит жестоко. Я всю жизнь проработал в вузе, большая часть моего опыта – это работа в хорошем государственном вузе, и я знаю не только плюсы, но и минусы системы нашего образования. Я могу сказать, что преподавателю довольно удобно и комфортно, когда он заходит в аудиторию и только он один знает, что он говорит студентам, чем занимается. Нам говорят: преподаватель, который общается со студентами, который читает лекцию – это всегда хорошо. Но! Это хорошо, когда он хороший преподаватель, настоящий специалист, талантливый ретранслятор знаний. Вот таких мы не собираемся заменять на нечто иное. Но из десяти лекторов: двое великолепных, двое вполне приличных, а двое никуда не годятся. А мы должны защитить студента, обеспечить получение знаний на высоком уровне по всем дисциплинам, чтобы это всегда было доступно и качественно. Здесь могут помочь новые технологии.
 

СОЧЕТАНИЕ КЛАССИКИ И ИННОВАЦИЙ

 
- Дистанционное обучение всегда индивидуальное?
 
- Оно индивидуализировано. Такое обучение позволяет студенту учиться в том ритме, и в том графике, который ему сегодня удобен, но мы никогда не забываем о социальной миссии образования. У нас студенты получают задания, и они эти задания публикуют и активно обсуждают на сайтах преподавателей, используя технологии Web 2.0. Это очень мощный инструмент взаимного общения и развития. Студенты, используя наши технологии, делают совместные проекты. Двое-трое студентов работают в группе, при этом вживую между собой они не общаются. Они общаются через технологии.
 
Мы проводим много достаточно эффективных вебинаров в сети. Собираем студентов в специально созданных точках доступа. Представьте, вот они приходят в хорошо подготовленную комнату в небольшом городке или поселке, там стоит большой монитор с диагональю в 1, 26 м. Шесть человек сидят и имеют возможность общаться с преподавателем. Общение может вести каждый – у них свои наушники, свой микрофон, и при этом они могут разговаривать между собой. Вот и общение – социальная составляющая образования. Сегодня нельзя не готовить социально-активную личность, а социализация идет в процессе общения, и мы это общение организуем специально. Это очень серьезный фактор.
 
- Знаете, есть такое мнение, что дистанционное обучение пригодно только для тех, кто получает второе высшее образование. Что Вы думаете на этот счет?
 
- На самом деле, это мнение во многом оправдано. Действительно, человек, получающий второе высшее очень хорош и эффективен именно в таких технологиях. Но школьника, который буквально вчера окончил среднюю школу и пришел к нам, мы втягиваем в эти технологии, а не обрушиваем их на него. Обязательно должна быть адаптация, и мы очень серьезно к этому относимся. Мы понимаем, что для начала у него должна возникнуть потребность в образовании.
 
К сожалению, наша школа все еще учит ученика, а не заставляет его учиться. А ведь это принципиальное отличие. Мы сейчас делаем все, чтобы наш студент учился у преподавателя, а не преподаватель учил студента. Мы пробуждаем в студенте творческую активность, для этого используются все методы: активные методы обучения, деловые игры, открытые лекции. Все известные и успешные люди нашего города, включая губернатора, обязательно встречаются со студентами. И это тоже важно. 
 
Было бы смешно, если бы мы отрицали то хорошее, что у нас есть. Ведь если появляется, допустим, хороший, солидный учебник, изданный по какой-либо интересной для нас дисциплине, ведь мы обязательно покупаем его, стараемся сделать доступным для студентов. При этом мы не занимаемся так сказать «разбоем», мы не снимаем электронные копии с чужих изданий. У нас хорошая фундаментальная библиотека, мы постоянно ее развиваем и вкладываем в нее большие деньги. Электронный контент мы создаем, опираясь либо на знания и опыт наших преподавателей, либо на открытые и подписные электронные ресурсы, которые доступны. То есть у нас совмещение классических представлений, технологий, классических источников информации и суперсовременных, которые удачно дополняют друг друга.
 
- А что Вы можете назвать абсолютно устаревшей технологией из того, что сегодня используют многие вузы?
 
- Долгое и нудное чтение банальных вещей, которые изложены в большом количестве в различных учебниках. Если у преподавателя есть технология эффективного преподнесения этого материала или эффективного формирования общих или профессиональных компетенций, тогда да, от этого будет польза. Но если это просто зачитывание, то это абсолютно не нужно. Кроме вреда это ничего не приносит. Потому что вот это как раз порождает пассивную личность. А зачем она нам сегодня?
 
- Действительно, не за чем. Сергей Васильевич, а какие у Вас впечатления от города?
 
- У нас еще не было экскурсии, так что нет новых ассоциаций с Уфой, кроме хоккейного клуба «Салават Юлаев». Но у меня всегда был интерес и хорошее отношение к этому городу. Давно хотел здесь побывать, и пока мне все нравится.
 
- Вы приехали для того, чтобы поделиться опытом или запустить совместные проекты с Академией ВЭГУ?
 
- И то, и другое. Мы не ставим узких целей, мы приехали рассказать о том, чем мы живем, чем мы «болеем», и как мы видим дальнейшее развитие. У нас нет полного совпадения представлений, и это естественно: мы идем разными тропами, но идем в одном направлении – это самое главное и самое ценное. И здесь нам нравится, что здесь нет фанатизма, связанного с E-learning. Ведь есть вузы, которые превратили эту технологию в некий примитивный бизнес. Когда студенту предоставляется минимальный учебник, скорее всего отсканированный, он прочитывает, решает элементарные тесты, сдаёт зачеты и экзамены, как будто бы учиться. Нам это не нужно и нам это неинтересно, это интересно вузам-однодневкам. Мы 18 лет занимаемся образованием, и знаем что такой подход – это путь в никуда. Сегодня, общаясь с более широким кругом людей, было очень приятно осознавать, что мы встретили не просто единомышленников, а людей так же глубоко озабоченных проблемами развития высшей школы, как и мы сами. Это делает нас очень близкими и нужными друг другу.
 
Гузель Асфандиярова, "Образование: путь к успеху"
  

© 2009 ООО «НПО «Электронный университет».
Газета «Образование: путь к успеху». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-32232 от 09 июня 2008 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на газету " Образование: путь к успеху " обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.