Год учителя. Что он принесёт работникам сферы образования?
Накануне Нового года мы встретились с начальником Управления образования Администрации города Уфы Азаматом Саитовичем Сайфуллиным. Он рассказал о достижениях отрасли в прошедшем году и о перспективах развития образования.
ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ
- Как Вы считаете, какими действиями, нововведениями можно изменить статус учителя в обществе?
- Необходимо повышать как социальный, так и общественный статус отечественных педагогов.
Чтобы повысить статус учителя:
1) школы необходимо оснащать современным оборудованием, а школьные здания должны быть удобными и красивыми.
2) зарплата учителя должна быть не ниже средней заработной платы в том регионе, где он работает.
- Ваш взгляд на проблемы образования?
- Меняются времена, меняются поколения. Каждое новое поколение стремится быть разумнее предыдущего, усвоить его опыт и двигаться дальше в своём развитии и самосовершенствовании. Без этого нет прогресса.
Именно поэтому первая и, возможно, самая значимая проблема для системы образования будущего – это интеграция, создание единого образовательного и информационного пространства. Решать эту глобальную проблему предстоит посредством педагогических и информационных технологий.
Проблема непрерывного образования, а отсюда и преемственности разных систем и ступеней образования переходит из плоскости теоретического осмысления в чисто практическую плоскость. Речь идет о необходимости развития личности, а не некоего среднего ученика. Следовательно, приоритет должен быть за личностно-ориентированной педагогикой, личностно-ориентированными педагогическими технологиями.
- Какой педагог может считаться современным?
- Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. Особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлечённость, любовь и, конечно же, знания. Благородство учителя непременно отзовётся в сердцах его учеников. Л.Н.Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!
- Скажите, а насколько активно развивается интернет-сектор сферы образования в городе?
- В образовательный процесс последовательно внедряются информационно-коммуникационные технологии. В городе решена задача компьютеризации школ. За последние четыре года компьютерный парк в школах вырос почти в 1,8 раза. Свои сайты в Интернете имеют более 40 % школ города. Постоянно совершенствуется предметная область «информатика» как основа информатизации образования. В 43 ОУ изучение предмета организовано в младшем звене, в 124 ОУ - в среднем. В 31 школе города имеется информационно-технологический профиль.
В образовательных учреждениях столицы активно ведется работа по созданию медиацентров, где собираются электронные учебники с программными продуктами в помощь учителю.
В образовательных учреждениях столицы активно ведётся работа по созданию медиацентров, где собираются электронные учебники с программными продуктами в помощь учителю. В этом году был создан единый информационно-образовательный портал г. Уфы.
С 2008 года на базе средней общеобразовательной школы № 155 при поддержке Академии ВЭГУ осуществляется реализация проекта «Дистанционное обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Есть ли весомые результаты работы экспериментальных площадок в школах?
- В настоящее время количество опытно-экспериментальных площадок в г. Уфе увеличилось с 38 до 55 по различным направлениям образовательной деятельности, количество педагогов-исследователей возросло до 25. В результате проводимой работы в школах № 39, 45, 58, 64, 68, 110, 115, 155, 147, 158 и многих других значительно улучшилось качество образования, в частности, при переходе на предпрофильную подготовку и профильное обучение, произошло обновление содержания образования.
ПЛАНЫ НА ГОД
- Какие главные мероприятия запланированы на Год учителя? Чем он запомнится работникам сферы образования?
- В Год учителя будут проводиться традиционные мероприятия, праздники и конкурсы профессионального мастерства. Открытие Года учителя будет ознаменовано проведением конкурсов «Учитель года столицы Башкортостана- 2010», «Учитель года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана-2010», «Лучший учитель русского языка и литературы–2010», «Лучший учитель татарского языка и литературы-2010».
В течение года будут проводиться публичные церемонии, посвящённые Международному дню учителя, награждение лучших учителей, чествование учителей, подготовивших победителей Всероссийской олимпиады школьников. Будут проведены профессиональные конкурсы.
Кроме того, в план работы внесено проведение семинаров о современных требованиях к профессионализму учителя, курсов для учителей-предметников.
- Каковы приоритеты развития образования на предстоящий год?
- Основные приоритетные направления образования изложены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Во-первых, это повышение качества образования. Во-вторых, это интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знания. В-третьих, особую роль в аспекте предмета обсуждения могут и должны сыграть новые информационные технологии
- Какие направления образования сегодня развиваются в городе?
- Образование города Уфы приступило к реализации направлений, изложенных в национальной инициативе «Наша новая школа». В этой связи реализуются проект «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий», программы поддержки одаренных школьников «Дети Республики Башкортостан» подпрограмма «Одаренные дети».
В городе развивается система обучения «школа-вуз». В этом году открыта 21 базовая школа – филиалы кафедр БГПУ им. М.Акмуллы.
Управлением образования ГО г Уфа открыта «Школа одаренных детей», где проводятся занятия с одаренными детьми по подготовке к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников.
С целью обеспечения внедрения в практику новых государственных стандартов общего образования организовано и проведено обучение учителей начальных классов по проблеме «Профессиональные умения педагогов начальной школы по формированию и развитию общеучебных умений» (265 учителей). В апробации по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения участвуют МОУ №№ 42, 118, 5, 35, 16, 131, 82, 85, 3.
- Ваш взгляд на тенденции развития образования, возможный прогноз.
- Развитие системы образования в столице, как и в целом в Республике Башкортостан, связано с масштабным внедрением новых системных изменений, охвативших экономику, нормативно-правовую базу, структуру и содержание образования на всех его уровнях. Сегодня в соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» формируется современная модель образования.
На стадии завершения Программа развития столичного образования, принятая на 2006- 2010 годы.
2010 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом учителя. Указом Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова 2010 год будет проходить под эгидой Года Республики. В соответствии с ключевыми направлениями развития российского общества успешно будет развиваться и система образования города.
- Что пожелаете учителям?
- Научите детей учиться – впитывать знания с охотой, с желанием добывать их из книг и из жизни. Престиж образования в мире неуклонно растёт и возрастает роль педагогов. Сегодня учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать суть глубоких перемен, происходящих в обществе.
Сегодня как никогда важно научить детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Мы говорим, что дети – наше будущее, а значит, наше будущее в ваших руках.
У учителей особая роль в нашей жизни. Они вдохновляют нас на первые достижения, помогают преодолеть первые трудности, закладывают фундамент обучения на всю оставшуюся жизнь.
Я уверен, что лучшим пожеланием будет признание от нынешних и прошлых учеников и сердечное «спасибо».