Вуз

суббота
17 марта, 2018

Дистанционное обучение в стиле канкана

Статья о дистанционном обучении победителя 9-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2007»

 

Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат и плюс еще что-то очень важное и ценное, а именно – индивидуальное развитие.

 

У меня нет музыкального образования, но в школе был хороший учитель музыки и в классе 7 мы заучивали музыкальные темпы. Вся моя педагогическая жизнь делится на несколько этапов, каждый из себя представлял какой-либо проект в определенном темпе, обычно это был анданте (в темпе спокойного шага):


•  было время, когда я занималась с живейшим интересом организацией математических игр, сначала в рамках школы, потом тесно стало, и с учениками вышли на уровень организации кустового центра про проведению математических турниров;
•  информатика всегда была для меня своеобразным хобби, но как только я поняла, что это очень интересно моим ученикам, стала активно учиться - виваче (быстро, живо);
•  так целый год с учениками занималась простенькими проектами (а тогда казалось - ого-го!), самый запоминающийся из которых - презентации выпускных классов. За две недели инициативными группами учеников было сделано шесть (!) таких презентаций, в школе это был первый прорыв в информационные технологии в темпе аллегретто (довольно оживленно);
•  параллельно создала банк авторских презентаций по математике, с удовольствием бродила по Интернету в поисках развлекательной математики, составляя при этом каталог "Неделя математики" (ларго (очень медленно и широко);
•  как только пришло понимание, что с проектами нужно выходить за пределы школы, ринулась в теорию сайтостроения (вдумчиво, не спеша, в том же темпе ларго). Думала, что это предел совершенства, но...
•  один ученик спросил: "Ольга Валентиновна, а как сделать фотомонтаж?" Теперь коллажи - мое и еще целой группы десятиклассников увлечение;
•  летом подумала: "Интересно, а что если..." Так я пришла в конкурс «Дистанционный учитель года». Были три причины того, что я участвую в проекте:
•  нет выпускных классов;
•  хочется познакомиться с коллегами, они наверняка - единомышленники и с учениками, они тоже мои коллеги - хотят научиться новому;
•  Жутко интересно!

 

Как вы поняли, я – флегматик, общий темп жизни – ларго.

 

Итак, я – в конкурсе «Дистанционный учитель года!»

 

Мое первое впечатление: неожиданность задания. Мне почему-то казалось, что меня будут знакомить с теоретическими основаниями ДО, а тут (аллегретто - довольно оживленно) - эвристическая олимпиада в срок два дня и два дня я перебирала и пересматривала материалы, было тяжело, но очень интересно, за некоторые задания я испытываю гордость. По времени не успевала, спасало только то, что в этот день переводили время на час назад. Поймала себя на мысли, что, выполняя работу по дому, думала о своих десяти задачах и проверяла, подбирала формулировки, мучилась: будет ли это задание эвристичным. Отправила (сдала первый экзамен), принялась за следующее задание. Так как в школе я всегда ходила на факультативы, то не пропустила факультатив «Баннер» и выполняла с большим удовольствием, а так как очень люблю качество в мелочах, постоянно возвращалась и переделывала некоторые мелочи. Этот этап прошел в стиле анданте (в темпе спокойного шага). Результаты факультатива меня обрадовали 5 ноября, а 6 ноября – огорчили. Знаю одно – после такой интенсивной работы по созданию баннеров, я владею как минимум двумя способами создания. И это большой плюс к моим практическим умениям. Есть чем удивить моих учеников, которые мнят себя суперинформатиками!

 

Общение в телеконференции дало мне понять, насколько я не готова теоретически, и как хорошо многие коллеги разъясняли суть ДО. Очень важно и спасибо коллегам за то, что некоторые письма (особенно Барышевой Л.В., Ивашковой Т, Хавкиной Т.) несли большую разъяснительную часть. Со своей стороны, попыталась упорядочить и собрать воедино мнения, высказывания и вопросы по теме «Поддержка дистанционного курса сайтом». Эмоциональную поддержку я черпала из писем Н.З.Варенье, такая умница, живость её писем во многом помогала пережить время неизвестности результатов первого конкурсного задания. Расстраивали и раздражали письма, которые не несли никакой смысловой нагрузки и вопросов. Так, 6 ноября (день был в темпе виваче - быстро, живо) я не имела доступ к почтовому ящику, плюс 7 ноября я выступала на конференции в Перми в «альма-матер», оказалось за это время 312 входящих. После просмотра первых 50-ти, я отложила для себя только три письма, которые вызвали мой интерес.

 

Форум мне интересен до сих пор, у меня на компьютере на него закладка. «Ага, Ольга Валентиновна, в форуме сидите?!» Форум обладает притягательной силой для меня, не бывает дня, чтобы я не проверила новых записей, покачала бы головой в знак одобрения или порицания. Аватар участника форума позволил визуально воспринимать коллегу по конкурсу. В теме «ДУГ: кто может победить» такие эмоции, это здорово. Беспалько Н.Т. даже написала: «Я буду по всем скучать…». Остальные темы, в которых я принимала участие, также были насыщены и интересны. Одобрение, живой спор, иногда жесткие вопросы на некоторых страницах привлекают внимание до сих пор. Но сейчас на форуме и телеконференции, по словам Лусникова В., спячка. Это связано, наверняка с разработкой курса, а может и тем, что многие темы исчерпали себя. Участвую в 26-ти темах форума Центра «Эйдос» и в 4-х темах форума Научной школы.

 

В «Форуме научной школы» мне тяжеловато вследствие недостатка подготовки теоретической, по этой причине не могу поучаствовать в дискуссии, так как, на мой взгляд, все правильно, верно, ответ на поставленный вопрос уже дан. И всегда у меня восхищение вызывают ответы коллег: как точно и метко! Как вовремя и дальновидно! У меня получилось участие в Форуме научной школы только в разделах ЕГЭ, так как имею большую практику подготовки учеников к ЕГЭ. Этот этап конкурса прошел в вальяжном спокойном темпе – ларго.

 

Следующее конкурсное задание (следующая отметка в зачетке) – презентация. Поскольку я невнимательно прочитала расписание, то все время думала о том, какой же мне урок провести. И к презентации отнеслась как к дополнительному конкурсу, придумала завлекательную преамбулу. Очень было приятно читать отзыв Юлии Владимировны Скрипкиной, которая похвалила за оригинальность. Эти слова я перечитывала трижды, и всегда они меня подкрепляли. В ответ на мое «спасибо» она ответила: «не за что, стараемся, ведь делаем ОБЩЕЕ дело». Вот тут она права. ДО – общее дело учителя, методиста и организатора. Учитель – это идея, методист – это подправленная идея, а организатор – это воплощенная идея. Кстати, я восхищена организацией конкурса, всё вовремя и большим уважением к участникам. Точность формулировок, позиций и сроков – здорово.

 

Очень много времени потратила на составление расписания, заданий и модулей – именно в такой последовательности я и делала. Оказалось, что самое сложное - в полной мере разработать творческие задания, ориентируясь на возраст учеников. «А будет ли интересно?» - постоянно задавала вопрос. Сейчас правда задаю другой вопрос – «А будет ли это полезно и нужно моему ученику?» Впервые после конкурсного задания я не отвлекаюсь, а постоянно думаю о том, чтобы ничего не упустить. В последние два дня в темпе аллегро я компоновала, видоизменяла, структурировала и, наконец, архивировала материалы.

 

Было полное погружение в мою тему. Даже сны были проиллюстрированы моими паркетами, всюду вижу орнаменты и сразу подвергаю математическому анализу.

 

Внимание! Темп престо! Очень быстро! Веб-ресурс создавался две ночи подряд, днем отвлекали, а ночью ты сконцентрирован и (опять мелочи!) и поэтапно выполняешь свою работу. Большое время у меня отняло не заполнение сайта материалом, исполнение дизайна. Не все получилось так, как было задумано, но веб-ресурс обладает свойством обновления, поэтому … все впереди.

 

Ощущаю себя студенткой. Ни одни курсы повышения квалификации не ставили меня в роль студентки, никогда не было ситуации, в которой бы я чего-то не знала и меня контролировали. Я давно не была такой живой, интересной, бойкой и энергичной. Это при том что я постоянно не высыпаюсь, конец четверти и декада математики.

 

Узнав, что я допущена к финалу, радовалась очень, гордилась, не думала, что впереди – самое сложное, думала, все самое-самое – позади….

 

Итак, темп…Общий темп для меня как участника финала – канкан!

 

В напряженном режиме я сначала училась быть локальным координатором, было много проблем и курсы, на которых я была локальным координатором, меня много научили. Это даже хорошо, что мой курс был только с 4 декабря. Почти каждый день до начала своего курса я доделывала детали, изменяла расписание так, чтобы было удобно и позволило время творчески подойти к выполнению заданий моим ученикам. Одновременно жутко боялась, что учеников я не смогу набрать, почему-то постеснялась уговаривать своих очных учеников на свой курс. Это была настоящая школа дистанционного обучения методом ПОЛНОГО погружения в деятельность. Не было минуты, когда я бы не занималась проблемами дистанционного обучения – будь то чтение писем или сообщений на форуме или обдумывание деталей своего курса. Опять таки спасал форум центра Эйдос, общение на нем поддерживало, успокаивало, обнадеживало. Телеконференция эпизодически исчезала из моей подписки, и поэтому не все я смогла обсудить с помощью телеконференции. Например, затронутую мной проблему эксперимента внедрения ДО в виде виртуальных педагогических десантов.

 

На дистанционном курсе училась быть локальным организатором. Горжусь тем, что двое учеников после курса Барышевой Л.В. написали много хороших слов не только в адрес учителя, но ЦДО «Эйдос». Сами спросили, какие я курсы им еще порекомендую, и мы нашли с ними несколько курсов, сделали для себя закладки, и непременно будем участвовать.

 

На дистанционном курсе училась быть дистанционным учителем: держать руку на пульсе времени, проводить полный письменный анализ любого своего действия и действия учеников.

Весь курс для меня был полным напряжением чувств, организм был сконцентрирован на достижение цели – проведение дистанционного курса с использованием всевозможных способов коммуникаций, вплоть до телефона, хотя именно он и не понадобился. Весь день дистанционного учителя – это ожидание. Будь то ожидание ответа ученика или ответа администратора, локального координатора. Или это – ожидание творчества твоего ученика. Дистанционный учитель как новая профессия, которая научила меня скрупулезности, точности в деталях, организованности. Не сказать, что я была полным антиподом всех перечисленных качеств, просто в дистанционном обучении такие качества особенно ценятся в учителе.

 

Очень боялась технических проблем, но всё обошлось, и была хорошая связь. Это один из показателей качества работы дистанционного учителя и организатора.

 

Мучительно обдумывала, как сделать чат-занятие интересным. А когда придумала, обрадовалась. Это и был самый запоминающийся для меня и учеников элемент курса. ЧАТ-КОНКУРС! И я рада, что меня похвалили локальные организаторы и отметили ученики. Надо заметить, что участники чат-конкурса легко ориентировались и в теоретических вопросах и в исторических. Показали эрудицию и умение мыслить. Это и было самым важным в курсе – умение мыслить и творчески применять знания на практике. Недаром для меня главная похвала от ученицы «После данных курсов я уже начала задумываться о будущей профессии дизайнера, возможно, эти курсы могут перевернуть мою жизнь!».

 

Были и проблемы (а как же иначе в темпе канкан!):
 

1) Была морально готова к большему количеству учеников. Возможно, неверно определила контингент (7-9 классы). Вполне можно было увеличить возрастной состав курсантов: от 6 по 10 классы.
 

2) Проблема самая главная для меня – отсутствие Интернета! Поэтому, как правило, я была на связи на работе до 17-00 (мск) и с 20-00 (мск) приходилось возвращаться. Организм вымотался таким режимом.
 

3) Об еще одной проблеме – про организацию чат-занятия. Я горжусь тем, что сумела настоять и локальные организаторы со мной согласились, и мы его провели.

Курс, предложенный мной, показал актуальность, востребованность темы. Вроде бы и математика, и теория, но как интересно! Материалы курса предусматривают рождение творчества ученика на очень богатом историческом и художественном материале. Мои предложения по развитию данного курса:


•  разработать материал нового модуля, обучающего ученика создавать орнаменты с помощью векторной графики. Это и было мною задумано, но пятидневный курс и так был насыщен деятельностью.
•  Использовать идеи теории визуальной экологии для воплощения социальных проектов.

 

Участвуя в необязательном конкурсном задании «Баннеры», получила большой опыт по созданию баннеров. Так появилась задумка по созданию оргдеятельностного курса «Баннер – двигатель торговли». Но я – учитель математики, и поэтому хочу продумать и реализовать курс «Координаты и я». Для продвижения курсов рекомендую организаторам дистанционного обучения создать банки учительских сайтов и активно размещать на них свою рекламу. По опыту знаю, что учительские сайты имеют большую родительскую и ученическую аудиторию.

 

Итак, мои приобретения:


•  теоретические знания,
•  коллеги, с которыми буду продолжать общаться,
•  профессиональное общение,
•  веб-ресурс – опора дистанционного курса,
•  сам дистанционный курс, который был создан в темпе «престо»,
•  новые идеи, которые «загорелись» во время этапов конкурса
•  ученики, творениями которых горжусь!

 

Королева Ольга Валентиновна,

учитель математики средней школы №2 г. Нытвы Пермского края,

победитель 9-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2007»

  



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.