Как уже сообщала "РГ", в Совете Федерации прошли парламентские слушания: как вернуть престиж профессии педагога?
Выступавшие были практически едины в мнении: для начала надо доработать законы так, чтобы они не давали педагогам пустых обещаний и не вносили раскол в образовательное сообщество. К примеру, мало кто знает, что учителя школ имеют право раз в десять лет взять академический отпуск на год.
- Поднимите руки, кто хоть раз брал отпуск, - обратился к залу председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов.
В зале - 200 человек. Руку не поднял никто. Почему учителя не пользуются этой привилегией? Да потому, что не ясно, кто, кому и по каким основаниям предоставляет отпуск, как решать на это время вопрос с кадрами? Нет перечня должностей, к которым можно отнести льготу, и не сказано, какой стаж нужен для того, чтобы пойти в долгосрочный отпуск. Реальность такова: нет уточняющих документов - нет и льготы.
Сельским педагогам законом обещано бесплатное жилье с отоплением и освещением. Но, к сожалению, не сказано, из чьего кармана возмещаются расходы - то ли из федерального бюджета, то ли из местных. В результате вместо льгот у педагогов - судебные споры. Кроме того, им гарантируется предоставление жилья вне очереди. Но много ли вы видели учителей-новоселов? В Жилищном кодексе вообще нет понятия "первоочередное предоставление жилой площади" и "освещения", кстати, тоже.
К сожалению, до сих пор не решен вопрос об уравнивании нагрузки на ставку для предметников и учителей начальной школы, преподавателей музыки и физкультуры.
Устарели нормативы по классному руководству. Заветная прибавка в 1000 рублей положена только тому учителю, у которого в классе не меньше 25 учеников. Хорошо еще, если класс относительно благополучный, а если половина - лоботрясов? В законе сказано, что "размер вознаграждения уменьшается пропорционально". Разве справедливо?
- Надо внести в закон главу о статусе педагогического работника и приравнять учителей в зар плате и пенсионном обеспечении к государственным служащим, - предложил президент Академии труда и социальных отношений Николай Гриценко.
Он считает, что вузовские выпускники - будущие учителя должны быть освобождены от службы в армии, чтобы у молодежи был и дополнительный стимул идти в школу.
До сих пор вне закона инклюзия. Все согласны, что это благо для многих детей-инвалидов и их здоровых сверстников. Но нет до сих пор ни образовательных программ, ни разъяснений - как оценивать работу таких учеников и какой документ выдавать по окончании школы? Нет должностей тьюторов, ассистентов учителей, хотя без них инклюзив невозможен.
Все согласны с тем, что зарплата учителя должна быть больше и зависеть от качества. Как сделать ее больше? Минобрнауки предлагает переходить на новые модели оплаты: сократить часть учителей, увеличить классы и прибавить зарплату тем, кто остался. Причем смотреть на качество работы. Но как измерить это качество?
Росстат готовит учебник по статистике для старших классов
Представители различных религий выразили недовольство новой редакцией школьных учебников
В Уфе начинается Республиканская олимпиада школьников по геологии