До сих пор не написан модуль "Основы светской этики" для школьного курса "Основых религиозных культур и светской этики". Ученые-этики отказываются над ним работать.
Остальные пять равноценных модулей курса уже подготовлены представителями основных российских конфессий. Старт эксперимента по введению этого курса в школьную программу намечен на апрель.
13 января от написания учебника для школ отказался завкафедрой этики философского факультета СПбГУ Вадим Перов, на помощь которого рассчитывали чиновники из Минобрнауки.
Он пояснил изданию, что с самого начала был против идеи введения такого курса детям. "4−5−й класс — это как раз то время, когда ребенка можно задавить религиозным авторитетом.
А светскую этику в этом возрасте преподавать нельзя", - заявил Перов. Он напомнил, что все известные исследования, посвященные становлению морального сознания, говорят, что по оптимистическим прогнозам изучение вопросов этики можно начинать с 14−15 лет.
Затем, под давлением чиновников и издателей ученые подготовили черновик учебника. После этого, по словам, Перова, чиновники начали войну "за каждую фразу", требуя убрать определения, которые могли бы не понравиться священнослужителям, или слова о возможности разных представлении о нравственности в разных культурах.
Затем чиновники выдвинули требование, чтобы модуль этики стал курсом морального воспитания. Перов на это возразил, что нельзя ставить оценки за совесть.
"То, что они хотят, не соответствует моей профессиональной этике", — подчеркнул ученый. По словам Перова, его коллега, вместе с которым они писали учебник, полностью разделяет его позицию.
"Та же ситуация сложилась с одним из профессоров кафедры этики МГУ. Мы с ним обсуждали этот вопрос на конференции в Москве, — уточнил Перов. — У нас в стране достаточное число специалистов в области этики, но по большому счету крупных этических центров всего три: кафедра этики МГУ, сектор этики Института философии РАН и кафедра этики СПбГУ. Это ведущие этики.
Но в Москве профессора, написавшие гигантское количество учебников. Я им вообще в подметки не гожусь, откровенно говоря. Они гораздо лучшие специалисты, чем я. Но и с ними не сумели договориться".
Перов добавил, что окончательное решение отказаться от участия в проекте он принял, когда в блоге протодиакона Андрея Кураева он прочитал цитаты из своих черновых записей к учебнику.
"Что мы представили издательству для отчетности перед министерством, уже обсуждается в интернете, — заявил ученый. — Мне не важно, как эти материалы оказались у Кураева, мне не важно, что он обо мне пишет. Меня волнует сам факт того, что неопубликованные черновые материалы, становятся предметом публичного обсуждения."
По сведениям Перова, большинство учеников выбрали именно светскую этику в рамках экспериментального курса. Он не представляет, как будет действовать Минобрнауки в этой ситуации.
Экспериментальный курс, введение которого поддержал президент Дмитрий Медведев, включает в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и светской этики. Эксперимент пройдет в 19 российских регионах.
До конца февраля этого года, согласно тому же распоряжению, должно быть разработано учебно-методическое обеспечение курса, включая рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации и книги для учителей.