Школьные новости

суббота
17 марта, 2018

Год Учителя, объявленный в России, призван решить ряд стратегических задач, направленных на совершенствование системы образования

Источник: ИА "Башинформ"
26 февраля 2010

Версия для печати

Размер шрифта

2010 год, объявленный в России Годом Учителя, призван решить ряд стратегических задач, направленных на совершенствование всей системы образования. Об этом на расширенном заседании коллегии Министерства образования РБ заявил руководитель ведомства Зиннат Аллаяров.

 

В целом он отметил, что в сфере образования в Башкортостане в минувшем году системные изменения произошли практически по всем основным направлениям. Прежде всего, это касается нормативной и материально-технической базы, внедрения новых механизмов управления и финансового обеспечения, создания современной модели образования как основы для достижения доступности образования, его качества, конкурентоспособности и эффективности. Впрочем, работа по этим направлениям будет продолжена и в текущем году.

В 2009 году была начата реализация Республиканской программы развития образования на ближайшие пять лет. Как результат –приняты десятки новых нормативно-правовых актов в области образования, внедрена новая система оплаты труда. По–прежнему власти республики большое значение придают укреплению материальной базы. В прошедшем учебном году в эксплуатацию введены 34 новых образовательных объекта.

Зиннат Аллаяров подчеркнул, что по результативности образовательной деятельности Башкортостан занимает высокие позиции в стране. По рейтингам Высшей школы экономики, по общему образованию республика на третьем месте, а по общему рейтингу — регион на девятой позиции.

Говоря о задачах на 2010 год, стоит отметить, что сегодня в системе образования происходят процессы не только изменения структуры отрасли, но и обновления содержания, подготовки к внедрению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, которые, как сказал министр, массово будут внедряться с 2011 года, начиная с первых классов. В целях обеспечения качественного перехода к ним с 1 сентября в 16 школах республики ведется экспериментальная апробация.

Еще один вопрос, затронутый на коллегии — сохранение национально-регионального компонента.

— До сентября 2011 года нам следует создать механизмы его сохранения, — подчеркнул Зиннат Аллаяров. – Для этого разумный подход требуется при составлении той части программы, которая формируется участниками образовательного процесса. Например, в начальной школе на нее отводится до 20 процентов учебного времени.

По словам министра, необходимо, чтобы в содержании образования в полной мере учитывались региональные, национальные и этнокультурные потребности народов, проживающих в РБ, обеспечивалось сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа республики, права на изучение родного языка, возможности получения образования на родном языке.

Вместе с тем, Зиннат Аллаяров обозначил ряд проблем, имеющихся в национальном образовании.

— Сегодня только 22,5 процента учащихся нерусской национальности обучаются на родном языке, — сказал он. – Более того, некоторые национальные гимназии, к сожалению, постепенно переходя на русский язык обучения, начали менять свой статус. Это является совершенно недопустимым.

Некоторые сложности существуют и в кадровой политике. Так, оптимизационные процессы в общем образовании, существенно затронувшие сельскую школу, выявили большую востребованность в подготовке многопрофильных учителей. К примеру, сегодня около 6000 учителей-предметников совмещают преподавание предметов не по профилю полученной специальности. Много таких среди учителей географии – 35%, родных языков – 23%, истории и обществознания – 22%.

Тревогу вызывает и снижение доли молодых педагогов и одновременное увеличение доли работающих учителей-пенсионеров в общеобразовательных учреждениях.

Остро стоит вопрос с социальной поддержкой учительства.

— На начало текущего учебного года около 7000 учителей, работающих в школах республики, нуждаются в улучшении жилищных условий, – подчеркнул Зиннат Аллаяров. – Не во всех районах в полном объеме выплачиваются компенсация коммунальных услуг.

Все эти и другие вопросы будут обсуждены на Съезде учителей Башкортостана, который состоится ровно через месяц.

Подводя итоги коллегии, заместитель Премьер – министра Правительства РБ, министр культуры и национальной политики РБ Ильдус Илишев, отметил, что развитию системы образования власти республики уделяют большое внимание. В эту сферу направляется четверть республиканского бюджета.

Перестройка смыслового содержания образования, доступность, качество и непрерывность образования, независимо от того, где проживает ребенок в городе или на селе, повышение эффективности расходов, готовность к ЕГЭ, сохранение национально-регионального компонента, подготовка высококвалифицированных кадров для инновационной экономики, совершенствование системы профессионального образования путем создания многоуровневых кластеров – все эти задачи предстоит решить в текущем году.
 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.