Школа

суббота
17 марта, 2018

Воспитание навыков ответственного отношения к собственному здоровью

Почему мы определили воспитание ЗОЖ, как приоритетное направление?

 

Анализ здоровья учащихся нашей школы за 5  лет  (2006-2010 годы)  показал, что растет  число детей заболевших инфекционными болезнями,   сколиозом, миопией. Эти данные коррелируют с данными по району, городу. И если учесть проблемы современного общества, где 10% взрослого населения страдает алкоголизмом, растет число наркоманов, больных СПИДом – пора бить тревогу!

 

На сегодняшний день школа – единственный бастион, который не пал и в состоянии еще сражаться за здоровье поколения XXI века. Для нас стало очевидным, что школе необходима программа формирования у учащихся стереотипов поведения, ориентированных на здоровье, здоровье свое собственное и «здоровье» окружающей среды. Полагаю, что решить такую задачу сложней, чем повысить уровень обученности или воспитанности в школе. В связи с актуальностью и масштабностью проблемы вся работа поделена на три основных направления.

 

Несомненно, определяющим явилось первое – научно-экспериментальное. С  2000 года совместно с кафедрой  анатомии, физиологии и охраны здоровья человека КГПУ под руководством профессора Ф.Г.Ситдикова изучалось влияние антропогенной нагрузки на морфофункциональный статус детей, другими словами, исследовалось здоровье детей в районе расположения завода «Оргсинтез» (школа №130) и в контрольном экологически чистом районе (школа №40). В микрорайоне школы ежегодно выбрасываются в атмосферу вещества первого класса опасности (0,11 тонн в год), 15 наименований второго класса(141 тонна в год), 38 наименований 3 класса (472 тонны в год), 26 наименований 4 класса (563 тонны в год). Детский организм обладает высокой реактивностью на влияние внешних факторов. Неблагоприятное воздействие токсических веществ сказывается на детях, отстающих в физическом развитии и еще более усиливает ретардацию (задержку в развитии). Особенно реагируют на загрязнение окружающей среды дети младшего школьного возраста. Нашими исследованиями достоверно установлено, что учащиеся начальной школы №130  по сравнению с контрольной группой,  в экологически чистом районе,  на 6 см меньше в объеме грудной клетки (Р< 0,01), на 5 кг отстают по массе (Р< 0,01), на 4 см по росту ( Р< 0,05). Исследования показали, что  свинца в 3 раза больше в волосах учащихся экспериментальной группы, а железа  - в 3 раза меньше. То же с кадмием и медью. Свинцовая интоксикация поражает в первую очередь органы кроветворения (анемия), нервную систему (энцефалопатия и нейропатия), почки (нефропатия), органы чувств и сердечно-сосудистую систему.

 

Все это накладывает большую ответственность на педагогический коллектив за сохранение и укрепление здоровья учащихся, что и заставило изменить и перестроить не только систему учебно-воспитательной работы, но и содержание школьного компонента учебных программ.

 

Второе направление – учебно-воспитательная работа. Основная цель этого направления - формирование навыка убежденного отказа от употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения, отказ от случайных половых связей, экологическая грамотность учащихся. Мы провели интеграцию программного материала предметов естественнонаучного цикла и гуманитарных дисциплин со знаниями  о здоровом образе жизни и содержанием экологического образования. Это дало возможность использовать с эффектом интерференции дидактические возможности каждого учебного предмета, внеклассной и внешкольной работы  в воспитании здорового образа жизни. В учебном процессе идет апробация  и коррекция  программ по биологии, географии, физике, химии, литературе, иностранным языкам, общественным дисциплинам, дисциплинам эстетического  цикла со школьным здоровьесберегающим компонентом. Так, например, школьный компонент содержание учебного материала позволяет изучить  биологию процесса опьянения, химизм протекающих реакций, провести практические работы по денатурации белка под действием спирта, изучить алкоголизм  как социальную проблему.

 

Введение  в образовательный процесс здоровьесберегающего и экологического содержания осуществляется по следующим направлениям:

  1. интеграция программного материала с основами экологии, анатомии, гигиены и здоровья человека
  2. расширение объема экологического и гигиенического содержания в программах естественнонаучного цикла
  3. введение специальных тем по воспитанию здорового образа жизни
  4. создание класса с естественнонаучным профилем.

 

Разумеется, добиться того, чтобы охрана здоровья представляла не только систему знаний, но и являлась бы и системой мышления учащегося невозможно без серьезной внеклассной и внеурочной работы.  В школе имеется программа воспитательной работы. Это и устные журналы серии «Доживем до пенсии», медицинский лекторий для родителей и учащихся, спортивные праздники, конкурсы и викторины.

 

Самым интересным, на взгляд учащихся, является третье направление работы – практическая деятельность. Это зеленый десант (в районе Николаевских лесов), зеленый патруль (в микрорайоне Жилплощадка), фоторепортажи с мест  экологических «безобразий». Особенно радовались выпускники, когда через год после внеклассного мероприятия «За детство фенольное наше спасибо, «Оргсинтез», родной!», на которое  были приглашены сотрудники завода «Оргсинтез»,  на производстве «фенол-ацетон» были введены новые очистные сооружения.

 

Итог работы коллектива за 5 лет пока не столь очевиден, но уже есть первый результат. По анкетам учащихся, 98% куривших старшеклассников отказались от курения, 99,5% не употребляют спиртные напитки.

 

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.