Школа

среда
18 октября, 2017

«Учитель, вы поймите, это человек, который по большому счету работает в школе за идею»

Мою собеседницу – учителя начальных классов гимназии № 39 Ирину Самойловну Ершову – я застала в кабинете, готовящейся к совещанию с коллегами. За час беседы мы успели поговорить и о школьных делах, и о предстоящем празднике, но центральной темой – и это неудивительно – стали, конечно же, дети.

Буду учиться здесь!

 

- Ирина Самойловна, расскажите о себе. Как Вы стали учителем?

- Я сама выпускница этой гимназии, правда, когда я училась, это была школа. Мы с родителями жили неподалеку, и каждый день я ходила в садик мимо этой школы. Мне так понравилось это здание, что я им сразу заявила: «Учиться буду только здесь!» Тогда я не знала, что выбрала не просто школу, а свою судьбу.
У нас были сильные педагоги, и воспоминания о школьных годах остались очень хорошие. А высшее образование я получала на Инфаке, и пока училась, даже не думала, что пойду работать в школу. Но так сложилась жизнь, и с дипломом вуза я оказалась в родных стенах. В то время был заметный переизбыток учителей иностранных языков и мест всем не хватало. Мне предложили некоторое время поработать – заменить педагога начальной школы на год, для начала. Время шло и постепенно я поняла, что нахожусь на своем месте. Вот так и получилось, что уже более 30 лет я учу детей в той самой школе, где когда-то училась сама.

 

- У Вас внушительный стаж. За это время наверняка уже есть большие достижения?


- Я отличник образования РБ. Имею звание учителя-мастера, которое присуждается на три года по результатам городского конкурса. В течение четырех лет я была руководителем районного методического объединения учителей начальных классов. В прошлом году я подавала документы на участие в конкурсе лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование», и вот оказалась среди тех, кто получит денежное поощрение.

 

Галактика успеха

 

- Наше время называют веком инноваций. Вы с этим согласны?


- Конечно. Мы сами внедряем несколько собственных программ, например, методику организации исследовательской деятельности младших школьников. Со 2 класса, с 8 лет мы знакомим детей с поисково-исследовательскими технологиями, с помощью которых дети могут самостоятельно добывать информацию, анализировать и систематизировать свои знания. Работу эту мы ведем с 2002 года. Наши разработки поддержали и на районном уровне, и выше. Уже четвертый год мы проводим Городскую конференцию для учителей и учеников.
Тема инноваций очень востребована сегодня. Суть нашей инновационной программы заключается в изменении представлений о роли ребенка в образовательном процессе. Если традиционно он воспринимался как объект этого процесса, то сегодня ученик - полноправный действующий субъект. Задача учителя – дать ему набор инструментов, с помощью которых он сможет обучаться, воспитать ученика, который в дальнейшем сможет обучаться самостоятельно. То есть мы прививаем «вкус» к знаниям.
Информационное поле сегодня стремительно расширяется, и практически каждому человеку необходимо умение ориентироваться в нем. Кроме того, актуален вопрос экономии времени, так что учиться всему этому лучше заранее, со школьной скамьи.

 

- Какие еще новшества служат учителям сегодня?


- Мы составляем портфолио «Галактика успеха» на каждого ученика. Сегодня это уже распространенное понятие, правда, в большинстве школ портфолио составляются на учителей. Это такой небольшой «портфель» личных достижений. Портфолио ученика представляет собой папку, в которую вкладываются все грамоты и дипломы с конкурсов и олимпиад, и все документы, отражающие успехи ребенка за год, фотографии. Для всех мы определяем направления и пункты, по которым можно отслеживать успехи: семья, оценки, спорт и другие. А наполнение у всех детей разное: у кого-то больше спортивных наград, кто-то улучшает оценки по предметам. Мы учим их строить перспективу – планы на будущее.

 

- Как это возможно?


- Дети могут в начале года написать желаемые оценки в отдельную графу, а потом в конце года посмотреть, что удалось, а что нет. Это учит их самоанализу. Кроме того, каждый ученик оценивает параметры своего физического развития, то есть вес, рост, скорость бега по нормативам, например. Эти портфолио находятся дома у учеников, и родители могут в любое время ознакомиться с заметками ребенка. В конце года я собираю эти папки и пишу им рекомендации. Обычно я отмечаю все успехи школьника, хвалю за достижения, и пишу пожелания, которые стоит учесть на следующий год. По этому портфолио не только видны успехи ученика, но и виден фронт работ для учителя. Это позволяет использовать индивидуальный подход к каждому ученику.

Фотоаппарат и флешка всегда в руках

 

- Сильно современные дети отличаются от прошлых поколений школьников?


- Мне кажется, нет. Печальное влияние нашего времени – это увеличение числа детей с ослабленным здоровьем, психологически неуравновешенных подростков. В целом, дети сейчас более развиты, больше детей, которые разбираются в технических средствах. Но для нас все равны.

 

- А родители школьников изменились?


- В отношении родителей могу сказать, что иногда нам не хватает искренности в общении с ними. То есть сами родители не всегда говорят нам всю правду. А ведь учитель работает не только с учеником, по сути, со всей семьей.

 

- Как изменилась работа учителя за последнее время?

 

- В нашу жизнь прочно вошли новые технологии. Иногда я даже задаюсь вопросом: как это мы раньше обходились без компьютера? Интерактивные доски, мультимедийная аппаратура – этим нас сегодня уже не удивишь. Цифровой фотоаппарат и флешка у нас теперь всегда с собой.

 

- А график, нагрузка?


- Добросовестные учителя всегда работали и работают в полную силу. Про себя могу сказать, что не бывает такого, чтобы я после уроков закрыла дверь кабинета на ключ и оставила все мысли о работе. Отключиться невозможно, получается как в рекламе: 24 часа, 7 дней в неделю. Даже в отпуске постоянно думаешь об учениках, ищешь новые сценарии, литературу, методики. Думаю, коллеги меня поймут.

 

- Изменилось ли отношение к учителю в обществе, как Вы думаете?

- В преддверии года учителя, хотелось бы конечно поднять престиж этой профессии. К сожалению, в последнее время в прессе и на телевидении постоянно привлекается внимание к отрицательным событиям из жизни российских школ. Все эти «кричащие» истории, о том, как где-то учитель ударил ученика, или брал огромные суммы с родителей – это единичные случаи. Они не могут оставаться безнаказанными, но и нельзя преподносить все это как систему, как отражение реальности. Да и в кино и рекламе образ учителя сегодня имеет больше отталкивающих черт, чем положительных. Больно воспринимать такое отношение к любимому делу.
Ведь учитель, вы поймите, это человек, который по большому счету работает за идею. Подумайте, учитель начальных классов ежедневно проверяет по 60 тетрадей и более. Перебираем их как четки, ведь это наша обратная связь с ребенком. Если не будет этой работы – как отследить, что усвоено, а что нет? Человек, который занимается такой кропотливой, «тонкой» работой, заслуживает большего уважения.

 

День Учителя

 

- Как в гимназии празднуют профессиональный праздник?


- Мы празднуем традиционно. Проводится торжественное собрание, на котором подводятся итоги прошедшего учебного года. Руководство вручает грамоты оличившимся педагогам. Дети готовят для нас концертные номера. Отдельно чествуют учителей-новичков. Мы читаем им особые заветы или правила нашей гимназии. По сути, весь коллектив дает им напутствие, а в завершение официальной части им вручают выпечку, в виде своеобразных ключей.

 

- В некоторых странах сложились традиции подарков учителям в этот день.


- У нас обычно дарят цветы, проводят день школьного самоуправления. Я думаю, нам не стоит перенимать чужие традиции, лучше придумать что-нибудь свое.

 

- Что, например?


- Знаете, всегда как-то не до праздников, поэтому такой вопрос меня застал врасплох. Тут главное не переборщить. Ведь с одной стороны, мы итак люди публичные, а с другой не хочется привлекать излишнее внимание. В этот день нас радуют улыбки детей, хорошее настроение коллег, сама атмосфера праздника.

 

На этом мы и расстались с Ириной Самойловной. За дверью кабинета ее уже ждали коллеги, родители и дети.


© 2009 ООО «НПО «Электронный университет».
Газета «Образование: путь к успеху». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-32232 от 09 июня 2008 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на газету " Образование: путь к успеху " обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.