Школа

суббота
17 марта, 2018

Станет ли школа платной?

В соответствии с этим законом все бюджетные учреждения делятся на три категории: казённые, бюджетные и автономные.

После того как общественность услышала об этом законе, во всех блогах и форумах самой горячей темой стало обязательное платное среднее образование. 

8 мая после принятия в третьем окончательном чтении Госдумой РФ и последующего одобрения Советом Федерации Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» был подписан президентом Дмитрием Медведевым.

     

В соответствии с этим законом все бюджетные учреждения делятся на три категории: казённые, бюджетные и автономные.

               

Казённые – это те же бюджетные заведения, к которым мы привыкли, бюджетные – те, которым деньги от государства будут выделяться по смете, автономные – те, на которые не будет распространяться закон о госзакупках и которые получат право выбирать: иметь счёт в казначействе или в банке. За всеми этими формальными изменениями ещё на стадии обсуждения многие разглядели массу «подводных камней».

 

Если в группу казённых войдут преимущественно учреждения Минобороны и пенитенциарной системы, то для образовательных заведений в основном предполагается автономная и новая бюджетная формы, которые позволят, наряду с выполнением госзаказа, самостоятельно распоряжаться полученными вне бюджета средствами.

     

БЕЗ ПАНИКИ!

     

Школы приобретают финансовую независимость и право  на оказание платных услуг. Значит ли это, что образование детей теперь будет полностью зависеть от толщины кошелька родителей?

     

Масло в огонь народного сомнения подлили журналисты крупных каналов. Многие не удержались от соблазна провести сенсационные эфиры с опросами населения. Естественно, что на вопрос «Как вы относитесь к платному среднему образованию?» большинство ответили, что идея не вызывает радости. Были и другие случаи выражения неодобрения новшеств. 

 

15 мая во Владивостоке прошёл санкционированный митинг в защиту бесплатного школьного образования. Митинг провела общественная организация «Всероссийская гражданская инициатива «За бесплатное среднее образование». Из 150 человек, собравшихся с плакатами и транспарантами на привокзальной площади города, большинство – молодые родители, чьи дети учатся в начальных и средних классах. В своих выступлениях митингующие требовали не превращать сектор образования в коммерческую сферу. 

     

Для того чтобы обеспечить СМИ достоверными сведениями, Министерство образования и науки РФ совместно с агентствами и коммуникационными группами распространило по электронной почте рассылку с объяснением нового проекта, с пошаговой демонстрацией того, что было и что будет.

 

Информационное сообщение от Министерства образования и науки РФ:

 

23 апреля 2010 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем чтении и 28 апреля 2010 г. Совет Федерации Российской Федерации одобрил Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

     

В связи с появлением в ряде средств массовой информации спекуляций относительно данного законопроекта Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает:

     

Суть законопроекта применительно к системе общего образования – предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования.

     

Не вступая в полемику с авторами не соответствующих действительности утверждений о переходе к платному школьному образованию, Министерство считает необходимым опираться на ряд очевидных фактов.

     

1. Министерство образования и науки Российской Федерации выступает и всегда выступало с позиции обеспечения каждого ребёнка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование.

     

2. Положения законопроекта фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007–2009 гг. в 31-м субъекте Российской Федерации (в них обучается 5 из 13 млн школьников, т. е. более 20 тыс. школ (40 % от общего числа) уже начали работать по новым финансово-управленческим принципам).

     

3. Как показал опыт нацпроекта «Образование», усовершенствование механизмов финансирования и управления в школьном образовании привело к улучшению качества образования за счёт:

     

- увеличения количества школьников, обучающихся в современных условиях (доля школьников, которым доступны все основные виды современных условий – по оснащённости, оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам – возросла в рамках комплексных проектов с 30 до 70 %);

      - информационной открытости школ (в 99 % школ созданы и функционируют школьные советы; 98 % школ представляют общественности ежегодный публичный отчёт);

      - существенного роста доходов учителей (за три года зарплата лучших учителей выросла в 2,5 раза и превысила среднюю по экономике региона).

     

4. В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счёт бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.

     

5. В 2010 г. расходы бюджетов всех уровней на образование в 3 раза превысят уровень 2004 г. и составят 1,76 трлн рублей. Это составляет 4,4 % ВВП и превышает расходы по всем другим направлениям.

     

Таким образом, образование было и остаётся важнейшим приоритетом государственной политики, а право граждан на бесплатное образование гарантировано Конституцией России и обеспечено финансированием из бюджетов всех уровней.

 

ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

    

В ряде регионов подобные законы приняты уже давно. Например, в Татарстане.

     

По словам директора лицея-интерната № 2 Казани Ильдара Мухаметова, главное, что подверглось перестройке после принятия закона – это отношение к своей финансовой деятельности самого образовательного учреждения.

     

«Раньше директора и их заместители не занимались всеми этими делами и отвечали только за образование, – объясняет Мухаметов. – Примерно через полгода после перехода мы осознали, что деньгами распоряжаемся сами: это дало возможность организовать более гибкую систему оплаты труда, оптимизировать штатное расписание под нужды лицея, свободно оказывать платные образовательные услуги».

     

Так какие же платные услуги предполагается оказывать в школах? Как предположил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, сельские школы смогут зарабатывать, предоставляя жителям сёл услуги доступа в Интернет и сдавая актовые залы в аренду для проведения концертов.

     

«У нас сегодня в школах – и только в школах – во многих сёлах есть Интернет. Ничего нет плохого в том, что, может быть, не конкретно граждане, а муниципалитет заплатит школе из статьи расходов на культуру или связь за то, что школа предоставит свои компьютеры, свой Интернет для жителей этого села, ничего в этом не вижу зазорного», – сказал Фурсенко в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

 

МНЕНИЯ

     

Сегодня многие родители и учащиеся, а вместе с ними и ряд депутатов считают, что принятие этого закона может привести к росту коррупции.

         

Люди опасаются, что количество бесплатных услуг может существенно сократиться, и это ударит по карманам россиян.

 

Альбина Исхакова, мама ученицы 4-го класса уфимской гимназии:

 

«Я не совсем точно представляю, что именно изменится после введения этого закона. Слышала, как коллеги на работе обсуждали, говорили, что придётся платить за каждый предмет. Разве это возможно?

     

У большинства людей просто нет времени на то, чтобы сесть и прочитать весь законопроект, оценить его, изучить точки зрения специалистов. Чем проводить по 10 ток-шоу со звёздами, лучше бы провели хоть на одном канале подробную передачу об этом законе».

     

Но чиновники уверены, что образование не станет проблемой.

 

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга:

 

«Я знаю о тех тревогах, которые есть у работников бюджетной сферы. Я посещаю форум питерских родителей Litlleone, знаю, что у них есть беспокойства. Ошибка поправок в закон состоит в том, что такой социально значимый закон не был обеспечен достаточной информацией. Это породило волну слухов, недовольства и даже протеста.

     

Но по сути никаких революций этот закон не предполагает. Просто у руководителей учреждений будет больше самостоятельности, также будет обеспечена прозрачность их деятельности. Как финансировалось то, что входит в программу, так и будет финансироваться.

     

Бесплатное образование – это заслуга нашей страны, и реформирование бюджетной сферы ни в коем случае не должно сказаться на доступности и качестве образования».

 

ПЛАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕ БУДЕТ

     

Довольно ясно выразился по поводу закона Президент РФ Дмитрий Медведев: «Общий ответ – нет, никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает. Остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг.

     

Еще с советских времён у нас существовала довольно тяжкая традиция – как можно быстрее все расходовать в конце года, потому что в противном случае деньги будут списаны, а, естественно, это приводит к непродуктивным затратам, случайным достаточно. В ряде случаев лучше накопить и расходовать в следующем году».

     

Российский лидер также заявил, что новый закон защищает школы от банкротства и ликвидации. В то же время глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова подчеркнула, что документ повышает ответственность руководителей бюджетных учреждений.

     

«Без согласия с учредителем никаких крупных сделок руководитель учреждения осуществлять не может. Кроме того, предполагается открытая публикация отчетности учреждения по его деятельности, что, в принципе, в настоящее время не осуществляется», – указала Голикова.

     

Итак, школы смогут легально получать доходы за дополнительные услуги. Если всё действительно так, то это новшество не принесёт беды.

               

Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 г., но до 1 июля 2012 г. предлагается установить переходный период.

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.