Школа

суббота
17 марта, 2018

Подготовка школьника к олимпиаде

Победа ученика на олимпиаде – это личная победа учителя. Более 10 лет заслуженный учитель РБ, учитель биологии Гимназии № 121 Татьяна Ивановна Павлова готовит учеников к Всероссийской олимпиаде школьников по биологии.

 
Её воспитанники ежегодно успешно проходят городской и республиканский этапы и занимают призовые места на заключительном этапе. Сегодня она рассказала нам, каково это – подготовить ученика к олимпиаде и привести его к победе.
   
ЭТАПЫ ИСПЫТАНИЙ

 

- Татьяна Ивановна, Ваши воспитанники занимали первые места?
- Да, мой ученик Тимур Гилязов занял первое место.
 
- А в каком вузе он сейчас учится?
- Он уже окончил МГУ, сейчас живёт и работает в Москве.
 
- Сложно сегодня  подготовить ребёнка к финальному этапу Всероссийской олимпиады?
-  На всероссийский этап всегда было сложно готовить детей. Это всегда выезд в другой город, где ребёнка ждут испытания трех этапов. Первый этап письменный, затем устные испытания – участники встречаются с педагогами, отвечают на их вопросы. И последний практический этап.
 
- А что подразумевается под практикой?
- Детям даются задания. Например, если выбран раздел  «биохимия», то ребятам могут дать задание определить опытным путём органические соединения, если микробиология – работа с микроорганизмами, если ботаника – может быть анатомия растений, то есть нужно, например, сделать тонкий срез растения, приготовить микропрепарат, рассмотреть его. При этом они должны определить, с чем, собственно, они работают, сами должны доказать, что это – корень, стебель или лист. Это самый интересный и одновременно самый сложный этап соревнования.
  
- Уровень сложности заданий меняется?
- Конечно, раньше труднее всего было готовить участников на «Россию» - заключительный этап олимпиады. Теперь уже на уровне республики чувствуется усложненный вариант, а с этого пода уже и этап практики включен в испытания на городском уровне.
 
- Какие преимущества дает школьнику победа на одном из этапов олимпиады?
- Победа на республиканском этапе дает преимущество при поступлении в вузы Башкортостана, а на Всероссийском этапе – уже в любой вуз страны. Мои воспитанники – призёры Всероссийской олимпиады школьников – все учатся в МГУ на основе дипломов.
 
- А труд учителя, подготовившего победителя или призера остается без внимания?
- Нет, почему же. Нам вручают грамоты, как лучшим учителям-наставникам. Такие победы отражаются на имидже гимназии, к тому же это плюс для профессионального статуса учителя. Я была одной из первых, кто получил президентский грант, и роль сыграли, в том числе и победы школьников, работа по их подготовке. 
 
БОЛЬШОЙ ТРУД
 
- Насколько сложно учителю подготовить школьника к олимпиаде?
- Это большой труд, ведь требуется уже не школьная, а вузовская программа. Я сама в командировках, в свободное время всегда занималась поиском специальной литературы. Сейчас и в интернете можно некоторые полезные книги найти, скачать электронные учебники. С вузами тоже приходится налаживать сотрудничество. Нагрузка на учителя раза в три больше. Ведь на уроках мы даем только основы предмета, и практически не делаем срезов, изучаем готовые препараты. 
учитель биологии Гимназии № 121 Татьяна Ивановна Павлова

- Давно Вы ведете такую усиленную работу?

- Довольно давно. Первый толчок к такой работе как раз и дал Тимур Гилязов. Когда мы поехали на Всероссийский этап, и он занял первое место, мы были просто ошеломлены. Ведь мы в процессе знакомства с участниками, с соперниками, узнали, что у других 12 часов биологии в неделю, а у нас  2, у многих налажены связи с вузами, а у нас нет. Но видимо тут сказались его целеустремленность и упорство. Ему очень нравилась биология. Даже его мама говорила, что он и в новый год под елкой с учебниками сидит, настолько велик был интерес к предмету.
  
Уже после этой победы мы стали стараться налаживать связи с вузами, договариваться с педагогами о практике. Ведь не все области биологии можно изучить в школе, для некоторых разделов просто нет необходимого оборудования, причем его нет ни в одной школе, потому что это вузовский уровень. Если, например, речь идет о работе по определению животных, то тут нужен музей. Для качественных, количественных анализов, для микробиологических исследований нужно специальное оборудование: микроскоп с очень большим увеличением, чтобы можно было работать с подвесной каплей. Когда мы переходим к таким темам, я сама начинаю ездить, пытаюсь решить эти вопросы.
 
- То есть все зависит от возможностей учителя?
- Очень многое зависит от активности учителя. Нужно быть мобильным. Ведь одно дело провел уроки, проверил лабораторные работы и ушел. А подготовить к олимпиаде, помочь ученику достичь успеха – это личная победа учителя, это победа над собой. Не все получается сразу. Здесь нужно желание, упорство, терпение и труд. Это и есть формула успеха. Мне всегда самой было интересно, я «горела» этим. Нравилось, осознавать, что мы добились таких успехов, преодолели трудности.
 
- Неужели никто не в состоянии помочь учителю в таком важном деле?
- Почему же никто? Как раз у нас в гимназии создана система работы с детьми. Во-первых, у нас замечательное руководство, во-вторых, настоящий клад – наш завуч Галина Николаевна Короткова. Она продумала и ввела «летние» и «зимние» школы по предметам, причём это уже налаженная работа, которая ведётся из года в год. Летом мы проводим очень интересные занятия – выезжаем на озёра, на пруды, ребята могут собирать сачками насекомых, гербарии готовить, определять растения.
 
Кроме того, в работе с олимпиадным движением меня сразу поддержала коллега, Валентина Ивановна Кузнецова, тоже учитель биологии. Мы с ней так и работаем, все успехи и неуспехи мы делим пополам. В таком сложном деле как в поговорке: один в поле не воин. Нужна система.
 
- Много детей ходит на такие занятия, какие классы занимаются?
- Дети занимаются разные, с 6 по 11 класс. Ходят именно те, кому интересно заниматься. Уже потом, по результатам срезов и контрольных становится видно, кто сможет участвовать в олимпиаде.
  
ВЫБРАТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ
  
- А любого можно подготовить к олимпиаде?
- Всё-таки, если нет интереса у самого ребёнка, толка от занятий не будет.

   

- Есть, наверное, особенности, секреты педагогического мастерства для такой работы?
- Конечно, здесь нужно увлекать. Одна ученица мне однажды сказала: «Как Вы здорово меня обманули, Татьяна Ивановна! Сначала увлекли, а не сказали, что потом так трудно будет». То есть в 7–8 классах ей еще нравились дополнительные занятия, но когда в выпускных классах началась более сложная программа, уже стало труднее.
С другой моей ученицей тоже было интересно. Она очень одарённая девочка, отличница, и ей нравилась биология. Но она боялась заниматься дополнительно, думала, что по остальным предметам она не будет успевать. Но я её убедила, сказала, что научу заниматься не в ущерб другим предметам.
  
Прошло время, и вот мы уже едем с ней с всероссийской олимпиады назад в Уфу. Она получила диплом третьей степени, очень довольна, ведь она уже в мае знает, что она студентка, что её берут в МГУ. И я тогда спросила: «Алёна, ты помнишь, как ты боялась, отказывалась заниматься?» А она говорит: «Нет, Татьяна Ивановна, забыла». А мы-то, учителя, все помним. Сейчас она уже аспирант МГУ.
  
- То есть можно научить учиться так, что не пострадает успеваемость по всем предметам?
- Можно научить ребёнка, если есть природные данные. Если есть логика, память цепкая, хваткая и желание. Вот эти три компонента. Всё это нужно для того, чтобы ребёнок мог и усваивать на занятиях большой объем знаний и заниматься самостоятельно.
  
Я часто повторяю: «Можно знания дать, но ведь нужно ещё и взять их». Многие дети сидят, словно птенцы с раскрытыми клювиками, но тут важно не ожидание знаний от учителя, а возможность самостоятельной работы.
  
- А можно распознать в классе ученика – будущего победителя олимпиады?
- Конечно, это видно даже на простом уроке, по тому, кто и как отвечает. У меня сейчас есть девочка, вот она до того хороша. Она на каждом уроке готова, у нее есть необходимая логика, но она хочет поступать в технический вуз, поэтому дополнительная нагрузка по биологии ей не нужна. Нам все равно нужны логики и математики, потому что уровень сложности высокий.
  
- Какие у Вас сегодня направления работы с учениками?
- В этом году у меня нет девятых классов, я с ребятами помладше занимаюсь. В каникулы у нас прошли занятия «зимней школы». Мы взяли направление исследовательской работы.
  
В прошлом году в БГАУ я получила стимулятор роста для растений. Мы провели исследование и получили интересный результат: урожай на 30 % выше. Теперь мы с этой работой выступаем на конференциях. В каникулы я смогла объяснить ребятам, как проводить исследование, что нужно, как подводить итоги. На следующий год мы уже будем сравнивать новый стимулятор, которого в продаже ещё нет, с тем, который уже есть у нас. Будем оценивать его эффективность. Интересных тем для исследований у нас ещё много. Главное, что это интересно ученикам.
 

 
"
В нашей гимназии созданы такие педагогические условия, которые позволяют раскрыться творческим способностям детей. Для этого существуют разные формы работы: это и урок – хороший, творчески организованный,  и внеклассная работа, и факультативы, индивидуальные консультации, научное общество. И конечно, в этот список входят такие уникальные формы организации работы, как летняя и зимняя школы по всем предметам. Занятия этих школ посещает 61 ребенок с 5 по 11 класс. Это хороший, весомый показатель для гимназии. Кроме того, ведется постоянная работа, связанная с олимпиадным движением и Малой академией наук.
 
Разнообразие видов деятельности, разнообразие форм взаимодействия учителя с учеником это и есть то «поле», в котором выращиваются наши таланты.
"
Завуч по научной работе Гимназии № 121

Галина Николаевна Короткова

 
     

 

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.